Ирина Сергеевна из детской стоматологии на Корчагина каким-то чудом уговорила моего младшего сына ей довериться. Эти терпеливые уговоры, поиск доверия и понимания маленького пациента не входят в перечень услуг по ОМС, это человеческое отношение. И как бы Ваня не боялся стоматологов, это неравнодушие к его беде он тоже почувствовал — сам уже не раз спросил, когда снова пойдем к доктору.
К Ирине Сергеевне нам удалось записаться: 1 марта получили талон на 13 марта. Попасть к врачу через пару недель — это нормально для Севастополя, тем более, что в случае «острой боли» в стоматологии всегда примут без записи.
За пять лет жизни младшего сына я могу привести множество таких примеров. Детская поликлиника № 2 и Центр охраны здоровья матери и ребенка наблюдают и при необходимости лечат его с рождения, и нам ни разу не пришлось столкнуться с равнодушием и корыстью. И при Украине, и при России, при любом уровне финансирования — нам помогали всегда.
Но попасть на прием к врачу, чтобы получить эту помощь, становится все сложнее. И речь не про узких специалистов — мы не можем записаться даже к педиатру.
Это какой -то замкнутый круг: чем больше миллиардов страна тратит на развитие здравоохранения в Севастополе, чем бравурнее отчеты чиновников - тем чаще мы сталкиваемся с тем, что медпомощь недоступна даже для детей.
Вчера сын пожаловался на одышку и неприятные ощущения в груди после бега. Это быстро прошло, но я задумалась о том, что надо найти причину и проверить ребенка перед тем, как отдавать его в спортивную секцию.
Я знаю, что начать этот путь надо с педиатра — он осмотрит ребенка и решит, куда нам идти дальше, к какому специалисту. Но увы - к педиатру записаться просто невозможно.
На эту неделю нет талонов:
А на следующую неделю — нет расписания:
Это все, что нужно знать о доступности медуслуг для детей в нашем городе начальнику департамента здравоохранения Сергею Шеховцову, новому вице-губернатору по социальным вопросам Ивану Кусову и губернатору Севастополя Дмитрию Овсянникову, который заслушивает отчеты чиновников от медицины.
Только в этом году на социальную сферу из 50-миллиардного бюджета Севастополя направлено более 20 млрд руб. И такой финансовый поток мы наблюдаем уже несколько лет подряд. Например, по итогам прошлого года правительство отчиталось, что на социалку было потрачено более 19 млрд рублей, из них 3,8 млрд — на здравоохранение.
В 2017 году на здравоохранение было потрачено более 4 млрд руб. И, как следует из отчета экс-главы департамента здравоохранения Антона Бахлыкова, эти миллиарды были освоены почти полностью — на 95%.
Только вот я попыталась записать ребенка на прием к педиатру - и на себе прочувствовала неэффективность миллиардных трат на повышение доступности медицинских услуг.
С узкими специалистами тоже полная безнадега: расписание на следующую неделю есть, но талонов, конечно же, нет:
С доступностью медпомощи для взрослых все еще хуже. Жители Севастополя делятся в соцсетях лайфхаками, как добиться записи через горячую линию горздрава или фонда ОМС
Для сравнения: если бы мы жили не в городе федерального значения, а в обычном райцентре, где никогда не видели таких бюджетов, ребенок попал бы к педиатру уже завтра в 8.48.
В этом легко убедиться на сайте госуслуг. Вот свободные «светлые ячейки» в городе Бор Нижегородской области (райцентр, население около 80 тыс. человек). Их немного, но все же — в обычном российском городке медпомощь детям доступна хоть завтра.
Возможно потому, что в Нижнем Новгороде есть известная медакадемия, основанная в 1920 году (сейчас это уже Приволжский медуниверситет)
В городе федерального значения Санкт-Петербурге для жителей только одного района есть 350 свободных талонов у педиатров. Отметим, что в Питере врачей готовят сразу несколько известных ВУЗов.
Так почему же в городе федерального значения Севастополе дети не могут попасть к врачу?
Год идет за годом, один глава горздрава сменяет другого. Каждый из них деловито отчитывается о ежегодном освоении миллиардов на повышение доступности медуслуг. Но если зайти в систему онлайн-записи — талонов нет, врачей не хватает.
Нельзя сказать, что правительство совсем ничего не делает для решения проблемы недостатка врачей в Севастополе. Сегодня, например, чиновники утвердили постановление о выплате повышенной стипендии студентам-медикам. Студенты ежемесячно будут получать доплату к стипендии в сумме 3 тыс руб и по 6 тыс руб на аренду жилья. Взамен участники этой программы (всего 44 человека) обязуются после учебы проработать в медучреждениях Севастополя не менее 5 лет.
Но вряд ли стипендиатами этой программы можно будет полностью укомплектовать больницы и поликлиники города. В ближайшие годы по ФЦП в Севастополе должны быть построены несколько крупных объектов здравоохранения и дефицит кадров только усилится.
Севастополю, который уже сейчас можно назвать городом без врачей, нужен свой медицинский ВУЗ. Его создание запланировано в соответствии со Стратегией социально-экономического развития города, утвержденной в июле 2017 года.
Напомним, в своем отчете о деятельности правительства за 2017 год, Дмитрий Овсянников обещал открыть в Севастополе филиал Медицинской академии имени С.И. Георгиевского Крымского федерального университета еще в прошлом году. Учебное заведение для подготовки будущих севастопольских врачей должно было открыться в сентябре — на 2018-2019 учебный год. Однако в июле прошлого года севастопольские чиновники от здравоохранения сообщили только о том, что «переговоры уже ведутся». Продвинулось ли дело дальше переговоров, неизвестно.
Но раз уж с крымским вузом дело не зашло дальше попыток договориться — почему бы не попытаться организовать создание филиала одного из медуниверситетов Москвы, Питера или других крупных городов с известной медицинской школой?
«Примечания» не уверены, что губернатор Овсянников вспомнит об этом в очередном своем ежегодном отчете, но мы еще не раз напомним ему об этом обещании.
Это важнее фонтанов и повсеместного строительства плацев из плитки. Важнее оперного театра и школы искусств.
Городу нужны свои врачи, но год за годом выпускники, которые считают лечебное дело своим призванием, уезжают и не возвращаются. Это значит, что талонов на прием к обычному педиатру не будет и еще через несколько лет, несмотря на ежегодное освоение миллиардов и деловитые отчеты об этом.