Изначально съемочная группа Первого канала приехала в Севастополь снимать сюжет о неблагополучной семье – историю многодетной матери Ирины М. предали огласке волонтеры благотворительного Фонда «Сердце Севастополя», опубликовав призыв о помощи новорожденному ребенку.
Он родился у наркозависимой, больной ВИЧ женщины. Это уже пятый ребенок, прав на первых четырех детей Ирина М. была лишена.
Трое старших детей живут в детдоме. Самый маленький сейчас находится в роддоме — Ирина ушла из больницы самовольно, бросив там ребенка. Предпоследнего, четвертого малыша воспитывает бабушка — 63-летняя мать Ирины Татьяна Б.
Она добивается выселения дочери из квартиры, которая фактически превратилась в притон – в жилище наведываются соответствующие друзья Ирины.
Злополучная квартира на Летчиках, где живет многодетная «мать», принадлежит именно бабушке. Бороться с зависимостью дочери она давно перестала, своей задачей видит лишь спасение двух младших детей, которым планирует завещать это жилье. Трое старших отказались жить по правилам и на условиях бабушки, подчиняться ее воспитанию.
И пока что у нее ничего не выходит. Выселить дочь из квартиры она не имеет права по закону, так как Ирина только что родила, и родительских прав на новорожденного пока не потеряла. Изымать малыша соцзащита отказывается, так как женщина три месяца «в завязке», а квартира не так уж и страшна по мнению чиновников. О том, почему департамент соцзащиты избегает изъятия детей, мы уже писали здесь.
«Я буду писать исковое заявление, я добьюсь ее выселения, — говорит Татьяна. — Жила бы она себе спокойно, никто ее бы не трогал. Мало того, что употребляет, еще и соседям жизни не дает. Я плачу за квартиру, за свет, живи спокойно. К ней приходят, колятся, нюхают, не знаю, что делают. Бульбулятор вон волонтеры сфотографировали. Я буду добиваться, чтобы маленького ребенка ей не отдавали, чтобы найти ему семью. Мне 63, я уже не потяну второго малыша, на пенсию живу. Работала, но пришлось уйти».
В квартиру захаживают переночевать друзья Ирины
Под столом устройство для курения марихуаны, т.н. «бульбулятор»
Семьей заинтересовался «Первый канал». Авторы его телепередачи «Мужское/Женское» (ведущий – Александр Гордон) прислали в Севастополь корреспондентов. А те развернули здесь крайне странную съемку сюжета.
Изначально он должен был строиться вокруг квартиры, Ирины и этой семьи. Особенно сильно заинтересовал тележурналистов старший сын Ирины 14-летний Денис М. [имя изменено]. Как рассказали «Примечаниям» волонтеры, мальчик постоянно сбегает из детдома – каждый раз он возвращается в квартиру к матери, у которой на этого сына уже нет никаких прав. По словам Татьяны, парень и сам пристрастился к наркотикам, на неделю попадал в реабилитационное учреждение.
Балкон, на котором спит Денис
Телевизионщики застали парня в той самой квартире с Ириной. При этой встрече присутствовала также майор полиции, начальник отделения по делам несовершеннолетних МВД России по Севастополю (далее — ПДН) Татьяна Муратова, рассказали «Примечаниям» местные волонтеры. По всей видимости, Муратова приехала за Денисом – по закону именно отдел ПДН несет ответственность за детдомовцами и после каждого побега сразу же объявляет их в розыск.
В ходе визита Муратовой Ирина заявила, что сама отвезет Дениса обратно в детдом. Помочь ей в этом вызвалась съемочная группа, которая, несмотря на протесты майора МВД, усадила их в свой арендованный на время съемок автомобиль. Как стало известно «Примечаниям», по ходу транспортировки парня журналисты планировали продолжить съемку.
Нюанс в том, что
журналисты не имели права снимать несовершеннолетнего мальчика – его разрешение, а также разрешение бесправной матери не играют роли. Не имели права они и сажать его в машину – это вообще можно квалифицировать как похищение ребенка.
Не сумев воспрепятствовать всей этой компании, Муратова на своем автомобиле бросилась наперерез арендованному авто, в какой-то момент резко заехала на бордюр и повредила машину. В МВД потом сообщат волонтерам, что Муратова объявила план-перехват, однако эту информацию нашему изданию подтвердить не удалось.
Позже корреспондент «Первого канала» Екатерина, которая участвовала в этой перевозке, коротко сообщит нам, что никакого плана-перехвата не было, просто «какая-то неадекватная жительница города сообщила, что похители ребенка, полиция отреагировала». По всей видимости, она имеет в виду Муратову, так как именно майор заявила о похищении начальству.
После того, как Денис был доставлен в детдом, съемочную группу доставили в ПДН на четырехчасовой допрос. Его итоги пока неизвестны, по всей видимости был составлен протокол, взяты письменные объяснения. На момент написания материала взять комментарий МВД «Примечаниям» не удалось, детали будут ясны позже.
Вскоре об инциденте узнала глава волонтерского фонда «Сердце Севастополя» Анастасия Макеева, которая в самом начале передала контакты бабушки «Первому каналу». Один из редакторов заверил ее, что фактически незаконно отснятый материал в эфир не пойдет.
Однако, как стало известно нашему изданию,
спустя четыре дня 11 марта съемочная группа «Первого канала» в полном телевизионном обмундировании явилась уже в сам детдом и начала съемку детей непосредственно в здании режимного объекта,
нарушив тем самым ряд статей Гражданского и Семейного кодекса, федерального закона «О персональных данных», а также ст.24 Конституции РФ. В случае выхода телепередачи со съемкой в квартире и детдоме журналисты могут попасть под статью уже Уголовного кодекса.
Источники в правительстве и правоохранительных органах рассказали, что на вызов директора детдома №1 «Мой Дом» Лилии Мамоновой моментально приехала полиция и чиновники соцзащиты. Только после приезда правоохранителей телевизионщики прекратили съемку. О том, что было дальше, на момент публикации выяснить не удалось – детали будут опубликованы позже отдельно.
Пока что никто из наших собеседников не смог ответить на вопрос — будут ли применены какие-либо санкции к корреспондентам. По нашим сведениям, иск к каналу готовит директор детдома Лилия Мамонова, но связаться с ней, чтобы подтвердить или опровергнуть этот факт, на момент написания материала не удалось.
В то же время, по сведениям волонтера Анастасии Макеевой, на нее поступило заявление в прокуратуру. Дело в том, что еще до инцидента Денис позвонил девушке с просьбой помочь — у Ирины начались роды, и парень запаниковал. Макеева вызвала «скорую», женщину забрали, после чего девушка решила накормить голодного парня и отвезла в пиццерию. После ужина она купила ему новые кроссовки вместо его изношенных. Таким образом девушка совершила ту же самую ошибку – она посадила несовершеннолетнего ребенка в свой автомобиль.
При этом, кто именно подал заявление на Макееву, волонтер не знает. Соответствующий запрос «Примечания» отправили в прокуратуру. Получить оперативно комментарий у «Первого канала» не удалось – там нам сообщили, что на «Мужском/Женском» работает семь съемочных бригад и пообещали уточнить информацию о деталях съемки в Севастополе.
По словам Макеевой, Первый канал не впервые попадает в подобную ситуацию. Сотрудники телеканала рассказали ей, что около года назад они точно также вывезли на съемки несовершеннолетнего парня, чья мама на тот момент уже три недели как была лишена родительских прав – законным опекуном было государство, которое, конечно, не давало разрешения на съемку. Тогда телеканал аналогично обвиняли в "похищении" ребенка.