В Ингушетии Росгвардия не стала задерживать участников столкновений

28-03-2019 17:50:49
Автор: Татьяна Никитина
Войска отошли, несмотря на нападение митингующих против власти. Для России это крайне нетипичное поведение силовиков и, возможно, прецедент.

Напомним, 26 марта несколько тысяч протестующих пришли в центр Магаса на согласованную акцию протеста и выдвинули ряд требований.

Митинг был заявлен против поправок в закон о референдуме, позволяющих руководству республики решать вопросы границ региона без согласования с жителями. Впрочем, на митинге требовали и изменения политической системы. Например, не только отставки Евкурова, но и введения прямых выборов главы региона. Люди настаивали на роспуске Народного собрания и проведении выборов по смешанной системе. Было заявлено, что должность руководителя Ингушетии должен занять «крепкий хозяйственник», так как «народу надоели генералы», пишет «Независимая газета». Официально поддержала акцию только партия «Яблоко».

Как сообщил зампред партии Рыбаков, город с населением менее 9 тыс. человек оказался полностью заставлен машинами, на которых люди приехали на акцию со всей республики. Отмечались сбои в работе мобильного Интернета и сотовой связи. Его организаторам не разрешили поставить на площади палатки, полиция предупредила, что согласование дано лишь на один день.

По информации издания «Кавказский узел», в митинге приняли участие около 50 тысяч человек. Согласованный митинг прошел 26 марта, однако часть протестующих осталась на улице и на ночь и даже оказывала сопротивление правоохранителям.

«Осталось две-три сотни [человек]. В 04.00 утра место проведения митинга было блокировано войсками национальной гвардии, которые потребовали незамедлительно покинуть указанную территорию", - говорится в обращении.

По информации «Независимой газеты», на ночь осталась примерно десятая часть протестующих. Сотрудники Росгвардии предприняли несколько попыток их разогнать, пустив в ход дубинки, но атаки силовиков были жестко отбиты митингующими. Как сообщают местные СМИ, старейшины поставили стулья и сели, чтобы защитить молодежь. 

Как рассказал «Медиазоне» глава правозащитной организации «Машр» Магомед Муцольгов, третья попытка штурма около 07:00 была наиболее массовой. «Они попробовали окружить митингующих, насколько я понимаю, есть немного пострадавшие. Потому что и в толпу, и из толпы полетело все подручное, стулья и так далее», — сказал Муцольгов.

По его словам, и третья попытка оказалась неудачной. К месту проведения митинга была стянута бронетехника, однако по итогам переговоров власти пообещали демонстрантам выдать разрешение на проведение очередной акции через пять дней. Лишь после того, как власти пообещали разрешить новый митинг, лидеры протеста убедили своих сторонников покинуть площадь.

Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров в телеэфире заявил, что действия и заявления организаторов и радикальных участников митинга, допустивших нарушения общественного порядка, получат «правовую оценку».

Председатель партии «Яблоко» Эмилия Слабунова пояснила «НГ»: «Протесты приняли массовый характер на одной территории – и власть стремилась любыми способами локализовать этот протест. Народу в Магасе действительно очень много». По ее мнению, это, конечно, самый настоящий народный протест, а никакой не конфликт кланов, как пишут некоторые СМИ. Слабунова уверена, что люди болезненно восприняли решение о передаче без их участия земель другому региону. Для горских народов это вообще вдвойне-втройне болезненный вопрос.

Лидер Партии перемен Дмитрий Гудков заявил «НГ», что «протесты в Ингушетии – это показатель того, что власть начинает терять контроль над ситуацией в стране, хотя пока только на отдельных территориях». А все потому, что «главы, назначенные Кремлем, а не избранные людьми, не учитывают их мнение и интересы, апеллируют только к власти, что и приводит к протестам».

Напомним, протесты в Ингушетии начались ещё осенью 2018 года, когда власти Чечни и Ингушетии вплотную подошли к решению вопроса о границе между двумя субъектами федерации, пишет ИА REGNUM. В 90-х годах ХХ века, с момента распада Чечено-Ингушской АССР, между Ингушетией и Чечней отсутствовали четко установленные границы. Время от времени приграничный вопрос вставал на повестке дня. 26 сентября 2018 года лидеры Ингушетии и Чечни подписали соглашение об административной границе между субъектами, согласно которому чеченская сторона получила часть Надтеречного района, ингушской стороне отошла территория на границе с Малгобекским районом.

В Ингушетии не понравился обмен территориями, и в республике начались несогласованные акции протеста. Митинги протеста проходили в октябре 2018 года, а затем в конце ноября того же года. Протестующие требовали, чтобы вопрос об установлении границ между Чечней и Ингушетией был вынесен на референдум, однако законодательство Российской Федерации этого не требует (референдум необходим лишь при изменении границ). Тем не менее протестующие настаивали на своем. Ситуацию осложнял тот факт, что на стороне протестующих фактически выступил Конституционный суд Ингушетии, который признал закон об установлении границ с Чечней противоречащим конституции Ингушетии.


Показать полную версию новости на сайте