После серии статей «Примечаний» об отсутствии лекарств для льготников в специализированных аптеках нам позвонили из Минздрава Крыма. По словам замминистра Николая Деркача, причин несколько. Одна из них - онкобольные и диабетики просто не знают своих прав.
«Препарат может отсутствовать в той или иной аптеке, но тогда есть два варианта, - говорит Деркач. - Либо пациенту говорят адрес аптеки, в которой можно получить препарат, либо пациент должен получить отсроченный рецепт, и в течение 10 рабочих дней этот препарат ему привезут в ту аптеку, которую называет льготник».
Замминистра уверяет, что сейчас в Крыму дефицита инсулинов нет: для 10 тысяч диабетиков на складах «Крым-Фармации» есть 30 тыс упаковок «короткого» и «длинного» инсулина.
«Колоссальной дефектуры (дефицита – ред.) у нас не существует, это все технические моменты, - говорит Николай Деркач. - Бывают сбои в цепочке врач-пациент-аптека. Пациент, например, не хочет брать препарат по международному названию, а хочет дорогостоящий аналог. А врачи и фармацевты, в свою очередь, не поясняют, почему его невозможно выдать», — объясняет он.
В онкологии, по словам замглавы Минздрава, дефицит и недовольство льготников иногда возникают в тандеме с появлением новых препаратов, которые невозможно вписать в список жизненно важных сразу после их появления. «Поэтому порой возникают задержки», — поясняет чиновник.
В прошлом году на закупку препаратов для онкобольных крымчан ушло порядка 300 млн рублей. Это при том, что лекарства для стационарного лечения самостоятельно закупают онкоцентры и больницы.
На этот год на медикаментозное обеспечение республиканских льготников было выделено более 1 млрд 91 млн рублей. Несмотря на то, что сумма по сравнению с прошлым годом выше в разы (812 млн рублей), ее все равно не хватит, чтобы закрыть год без до финансирования из местного бюджета.
«При выделенной сумме нормативный отпуск лекарств у нас должен составлять 91 млн рублей в месяц, чтобы денег нам хватило до конца года, - рассказывает замминистра. - Мы же отпускаем минимум на 100 млн. Получается, что у нас уже превышение, и нам при таких темпах необходимо будет более 100 млн рублей дофинансирования».
По данным Николая Деркача, в январе «Крым-Фармация» отпустила льготные рецепты на сумму 115 млн рублей, в феврале — на 106 млн рублей, в марте — на сумму порядка 110 млн рублей. Для сравнения: по федеральной льготе для крымчан ежемесячно закупают препараты всего лишь на сумму около 52 млн рублей.
Цифры - в разы ниже республиканских, потому что 67% льготников, имеющих федеральные преференции, отказались от них в обмен на региональную льготу и доплату к пенсии, составляющую примерно 800 рублей ежемесячно. И это тоже сказалось на дефиците некоторых препаратов для «регионалов», так как спрос вырос в разы.
Не спасает и то, что «госпитальные» группы лекарств закупают напрямую сами медучреждения. Так, в онкологическом отделении Феодосийской больницы сейчас нет ряда препаратов для химиотерапии.
Как рассказала «Примечаниям» пациент больницы Оксана Зеленская, только у ее соседей по палате нет минимум семи наименований медикаментов. Чтобы выжить, больные закупают лекарства самостоятельно.
Руководство больницы заявляет, что почти все препараты в стационаре есть. Но на вопрос, почему же тогда онкобольные покупают химиопрепараты за свой счет, медики внятно ответить не могут. Дефицит препаратов обещают восполнить в начале следующей недели.
Их сегодняшнее отсутствие главврач Феодосийской городской больницы Александр Фоменко объяснил «Примечаниям» тем, что несколько тендеров были сорваны из-за минимальных закупочных цен на лекарства: поставщикам это не интересно.
«Причина в нормативном документе о ценах на лекарственные препараты, – поясняет Фоменко. - Поставщики не могут уложиться в ту стоимость, которая выходит по нормативу».
По его словам, найти поставщика по разовым договорам намного проще, чем провести аукцион. «Когда идет закупка на большой промежуток времени и на большое количество, можно ждать [когда поставщики заявятся на конкурс], а когда надо срочно — разовыми договорами выкручиваемся», — заключил главврач.
Таким образом, в исчезновении препаратов с прилавков аптек, опускающих льготные рецепты, виноваты не только закупающие их организации, но условия закона 44-ФЗ, ставящие в тупик обе стороны. И низкие цены, указанные в нормативах — это лишь одна из проблем.
К примеру, если срок годности препаратов у поставщика истекает менее чем через 16 месяцев, его не допустят к торгам. Так авторы закона защищают государственные больницы и аптеки от просрочек. Но если объем закупки невелик, а у поставщика есть лекарства, скажем, с 10-месячным сроком годности, он не будет мариновать их на складе, бегая в поисках более свежих.
Еще одна проблема: у крупных компаний-поставщиков небольшие объемы поставок лекарств не вызывают интереса, а мелкие компании-поставщики не готовы к бумажной волоките, связанной с госзакупками.
В проигрыше, как всегда, остаются бедные и больные клиенты государственной медицины. Которым остается лишь надеяться на отмену законодательной кабалы, с одной стороны, пресекающей коррупцию, с другой — обрекающей их на ожидание спасения по ОМС.
В Минздраве говорят: к 2020 году в Крыму все закупки будут идти только через одну организацию, а потом лекарства будут распределять по специализированным аптекам и больницам.