Севморпорт не выплывает из долгов

07-05-2019 09:36:36
Автор: Татьяна Никитина
Главный ревизор правительства Севастополя не зря бил тревогу: Севморпорт все ближе к банкротству. Правительство города передает причалы в аренду корпорациям с миллиардными оборотами — но ГУП тонет в долгах и не может оплатить топливо и воду. Когда-то Меня

История вывода активов Севморпорта началась в 2015 году, когда было создано ООО «Севастопольский специализированный морской порт». Учредителями этого совместного предприятия в равных долях выступили АО «РТ-логистика» (дочка Ростеха) и ГУП «Севморпорт». Губернатор Сергей Меняйло тогда рассказывал, что Ростех инвестирует в развитие Севморпорта 7 млрд руб.

Но миллиарды так и не пришли. Более того, ООО «ССМП» даже не платило порту за услуги перевалки грузов. Такие выводы можно сделать из материалов судебных дел.

В 2017 году ГУП «Севморпорт» пытался взыскать с ООО «Севастопольский специализированный морской порт» более миллиона рублей задолженности по договору перевалки грузов. Иск был удовлетворен и в первой инстанции, и в апелляции, но ООО «ССМП» упорно не желало оплачивать долги.

В феврале 2018 года, уже при рассмотрении кассационной жалобы, стороны пришли к мировому соглашению. Порт простил должнику 738 тыс руб задолженности по договору перевалки, ответчик заплатил только за проживание и транспортные услуги.

Директором ООО «Севастопольский специализированный морской порт» тогда был Валерий Скляров — через год он будет назначен руководителем ГУП «Севморпорт»

В июле 2018 года Овсянников объявил, что госпредприятие «Севастопольский морской порт» передаёт причалы и технику в аренду компании «РТ-Логистика», чтобы организовать перевалку грузов специального назначения.

«Компанией «РТ-Логистика» совместно с «Севастопольским морским портом» было учреждено дочернее предприятие, основной целью которого является перевалка грузов и оборудования специального назначения и оказание специализированных портовых услуг. В этой связи мы передаем соответствующие причалы, мощности в аренду, в управление данной компании», – рассказывал губернатор.

Как уточнил тогда директор порта Сергей Емельянов, до конца 2018 года «РТ-логистике» должны были передать весь грузовой район порта в Камышах. Только на первом этапе компания получила два причала и 16 единиц техники.

Тогда же, в июле 2018 года, был подписан еще один долгосрочный договор аренды — с судостроительным заводом «Вымпел» (входит в концерн «Калашников»). Как сообщил Овсянников, завод получил на 49 лет производственные площадки порта на улице Правды. Раньше там работал СРЗ «Южный Севастополь», который правительство выдавило, расторгнув договор аренды через суд.

Директор концерна «Вымпел» Владимир Дмитриев тогда обещал, что в городе появятся не только новые суда, но и дополнительные рабочие места. «Помимо новых «Комет» мы говорим о широком спектре кораблей и судов как военной, так и гражданской направленности» - делился планами г-н Дмитриев.

Планировалось, что эти суда будут строить на Южной сдаточной базе «Вымпела» - то есть на площадках Севморпорта в Камышах. Этой весной в Севастополь на достройку должны были доставить еще две «Кометы». Но о том, что на Южной сдаточной базе уже ведутся работы по их достройке, правительство и представители «Вымпела» так и не сообщили.

Таким образом, с июля прошлого года площадки Севморпорта занимают две крупные корпорации — АО «РТ-логистика» (через созданное совместное предприятие ООО «ССМП») и СРЗ «Вымпел» (по договору аренды на 49 лет).

Через полгода после того, как эти компании получили в свое ведение площадки ГУПа, вокруг Севморпорта разгорелся скандал. Начальник Главного контрольного управления правительства города Сергей Елизаров обнародовал предварительные результаты проверки хозяйственной деятельности предприятия. По его словам, Севморпорт ведут к преднамеренному банкротству.

В начале этого года, 22 января, главный ревизор правительства созвал пресс-конференцию, на которой привел несколько примеров того, как Севморпорт топят в долгах.

В частности, г-н Елизаров рассказал о необоснованном списании имущества, занижении стоимости имущества и о том, что причалы порта используют частные компании, а ГУП не получает от этой коммерческой деятельности никаких доходов.

Атаку Елизарова отбивал первый зам Овсянникова Илья Пономарев. Этот специалист по банкротствам и гринмейлу всегда невозмутим, но в этой ситуации он был заметно напряжен.

Пономарев сориентировался быстро: сразу после визита вице-губернатора в порту сменилось руководство. Директором ГУПа назначили хорошо известного в Севастополе Склярова, которого с недавних пор стали считать человеком Ростеха. Сергей Елизаров ушел на длительный больничный. А Пономарев не только отбил атаку, но и перехватил инициативу: результаты скандальной проверки публичило уже само правительство, а не взбунтовавшийся ревизор.  

Когда скандал затих, Овсянников объявил очередное решение «эффективных управленцев»: Севморпорт будут готовить к передаче в федеральную собственность.

Вопрос не только в том, как долго порт будут готовить к передаче, и состоится ли она вообще. Гораздо важнее, что из активов порта к тому времени останется в собственности ГУПа — по данным отчетности, их стоимость постоянно снижается. Так, по информации rusprofile, в 2015 году стоимость имущества порта составляла 960 млн руб, а в 2017 году этот показатель снизился до 768 млн руб.

Сейчас на сайте предприятия есть данные о том, что Севморпорт располагает 12 грузовыми и наливными причалами и 20 пассажирскими, паромными и катерными причалами.

Информации о том, как правительство распоряжается причалами, площадками, техникой и другими активами Севморпорта в открытом доступе очень мало. Известно только, что распоряжением правительства Севастополя № 82 имущество украинского госпредприятия «Севастопольский морской торговый порт» 21 июля 2014 года было передано в казну города и закреплено за ГУП «Севморпорт» на праве хозяйственного ведения.

Кроме двух крупных арендаторов — АО «РТ-логистика» и СРЗ «Вымпел» — имущество порта используют еще множество арендаторов помельче. Например, рестораторы, занимающие площадки у причалов в Артбухте — те, кто сумел договориться, получают участки на причалах на 48 лет.

Как уже сообщали «Примечания», в проекте планировки путинского культурного кластера на мысе Хрустальный остались два ресторана — «Баркас» и «Seavas». Последний часто связывают с губернатором Овсянниковым. Сейчас в арбитражном суде рассматривается иск прокуратуры города о признании недействительным договора аренды участка, на котором расположен этот ресторан.

История заключения договора аренды участка под соседним рестораном «Баркас» тоже может быть интересна надзорным органам. Так, в 2016 году правительство подавало иск о сносе этой самовольной постройки. В судебных делах мы нашли информацию, что в Севморпорт не раз уведомлял арендаторов участка о том, что договор аренды не будет продлен.

Однако предприниматели договорились с чиновниками Овсянникова. В августе 2018 года ДИЗО согласовало предоставление «Баркасу» земельного участка, после этого правительство изменило исковые требования. Теперь чиновники настаивали только на сносе пристройки, выступающей за границы согласованного участка, эти требования были удовлетворены судом.

В октябре прошлого года между владельцами «Баркаса» и правительством Овсянникова был заключен новый договор аренды - сроком на 48 лет.

Возникает вопрос: если у Севморпорта столько стабильных, долгосрочных арендаторов — от крупных корпораций с миллиардными оборотами до популярных местных рестораций, почему предприятие тонет в долгах?

Севморпорт должен за все — за топливо, за воду, за аренду.  Например, Водоканал взыскал долг в 360 тыс руб, фирма ТЭС взыскивает долги за бензин в сумме от 46 до 274 тыс руб. Предприятие даже не платило городу за арендованное имущество - в ноябре прошлого года ДИЗО тоже взыскало долг в 687 тыс руб через суд. Суммы исков невелики, но для того, чтобы кто-нибудь из кредиторов инициировал дело о банкротстве, в соответствии с законодательством, достаточно просроченных на три месяца долгов в сумме 300 тыс руб. Таких долгов у Севморпорта достаточно — например, пару недель тому назад судоремонтный завод «Персей» подал иск о взыскании с ГУПа задолженности в сумме 364 тыс руб.

Скандал вокруг Севморпорта произошел в январе этого года. Прошло три месяца — проблемы стратегически важного для города предприятия и история его проверки слились из городской повестки. При этом, как не странно, Овсянников все еще не уволил Елизарова с должности руководителя контрольного управления.

То ли губернатор решил пока не трогать взбунтовавшего ревизора, способного устроить ему немало «фейерверков», то ли непосредственный начальник Елизарова, замгубернатора по безопасности Владимир Татарчук, ждет исхода судебного процесса, инициированного руководителем ГКУ в Москве.

Во всяком случае, по официальным данным, г-н Елизаров все еще значится на своей должности, детектив вокруг активов Севморпорта еще не закончился.

Кроме того, недавно в окружении Овсянникова появился еще один ревизор, бывший сотрудник ФСБ Константин Михалев. Новый советник приставлен к технократу, чтобы «противодействовать ситуациям, ведущим к угрозе интересам бюджета Севастополя». Наверняка и этому специалисту эффективные менеджеры Овсянников и Пономарев обеспечат немало детективных историй для расследования.

А вот судьба порта повисла в неопределенности: то ли потонет в долгах, то ли все же перейдет в федеральную собственность - с бесплотными призраками больших корпораций на производственных площадках и с ресторанами на причалах. Интересно, зачем федералам рестораны? И будут ли вообще передавать им порт?


Показать полную версию новости на сайте