300 миллионов рублей – общая сумма задолженностей абонентов севастопольского «Водоканала» за услуги водоснабжения и водоотведения. Долг некоторых достигает 180 тысяч и продолжает расти. По сравнению с другими регионам России, это довольно крупные цифры. Чтобы повлиять на злостных неплательщиков, сотрудники предприятия решили вернуться к процедуре, регулярно проводившейся в украинские времена – частичному ограничению систем водоотведения. Проще говоря, блокировке канализации. Мера абсолютно законная и соответствует Постановлению Правительства России № 354. Но к радикальным мерам прибегают только в крайнем случае. Предварительно их необходимость «Водоканал» должен доказать в суде. Затем за 20 дней до отключения абоненту выносится предупреждение, и еще одно за сутки. Информируются также муниципальные органы, МЧС и СЭС.
«Предварительно, когда мы предупреждаем абонентов, рассылаем предупреждения, многие приходят к нам., — рассказывает заместитель начальника службы сбыта ГУПС «Водоканал» Ирина Зборовская. — Вот сейчас мы первую партию, 17 предупреждений, отослали на 800 тысяч. Из них уже 134 тысячи оплатили. Пришли 4 абонента и оплатили. Три человека заключили соглашение. То есть мы готовы всегда идти навстречу абоненту. Если он не может сразу погасить весь долг – долги большие, там и по 40 и по 80 тысяч – мы готовы рассмотреть индивидуально каждый вопрос».
Так, можно заключить соглашение на поэтапное погашение долга. Однако, большинство должников не пользуются и этой возможностью. Один из абонентов, попавший в первую волну отключений, не платил по счетам с 2009 года. Несмотря на то, что система водоотведения в многоквартирных домах общая, другие жители в результате ограничения не пострадают, уверяют сотрудники «Водоканала». Установка заглушки производится с крыши через канализационные стояки. В них опускается специальный зонд с камерой и манипулятором.
«Опускается на нужный этаж оборудование. После этого там с помощью видеокамеры видим лежак – выход из квартиры. И только ему ставится эта заглушка. Система сделана так, что первое время он может не заметить и подумать, что это блеф какой-то, а уже через пару дней у него просто крупные фракции будут задерживаться. То есть там есть допустимый допуск. Через щели, через неплотности вода может уходить – чистая вода», — рассказывает начальник участка по ремонту и обслуживанию приборов учета воды ГУПС «Водоканал» Сергей Еленский.
Заглушка тампонирует выходное отверстие, а замок крепко удерживает ее в стояке. При этом она не мешает прохождению канализационных вод из других квартир. После установки этой заглушки на дверь жильца помещается ещё одно дополнительное извещение.
«Мы делаем извещение, чтобы он был в курсе, если он отсутствует дома, что с сегодняшнего дня у него система водоотведения отключена, и ему необходимо при желании подключиться, обратиться по указанному контактному телефону, чтобы погасить долг, и можно было дальше как все пользоваться услугами».
Сергей Еленский рассказывает, некоторые должники пытаются снять заглушку самостоятельно. Однако это только приводит к повреждению стояка и дополнительным тратам для абонента – все сточные воды из квартир, расположенные сверху, начнут выходить у него. Снять заглушку могут только работники «Водоканала» после полного погашения задолженности. Однако эти работы абоненту придётся оплатить дополнительно. Их стоимость – около 6 тысяч рублей. А пока в одних квартирах применяют кардинальные меры, жителям других предлагают погасить свои возможные долги прямо на месте.
«При выезде на выполнение работ по ограничению водоотведения, с нами выезжает кассир с кассовым аппаратом. То есть мы оповещаем всех людей, которые имеют задолженность в этом доме. Они могут прийти, оплатить прямо на месте».
Узнать о размере своей задолженности и способах ее погашения можно в здании «Водоканала» по адресу Адмирала Октябрьского, 4 или позвонив по телефону 54-23-49.