В марте этого года в России вышел закон, благодаря которому жители Луганской и Донецкой областей Украины могут получить паспорта РФ в упрощенном порядке. Вслед за этим президент РФ Владимир Путин издал указ о предоставлении права получения российского гражданства в упрощенном порядке для крымчан, выехавших на Украину до 18 марта 2014 года. Обещано гражданство России и вообще всем украинцам.
Между тем паспорта РФ до сих пор получили даже не все крымчане, никуда с полуострова на момент референдума не выезжавшие. Факт проживания в Крыму 18 марта 2014 года им приходится доказывать в судах. Но даже тем, кто выиграл в суде, приходится снова и снова штурмовать кабинеты миграционных чиновников.
Система выстроена так, чтобы максимально затруднить оформление документов о гражданстве.
Так, в паспортном столе Симферопольского района сдать документы на подтверждение гражданства для тех, кто уже доказал свое пребывание на территории полуострова через суд, можно всего лишь три дня в неделю. При этом в день выдается всего лишь 5-10 талонов, а под дверью паспортного стола стоит минимум по 40-50 желающих. Так неделями крымчане не могут попасть на прием.
Жила под яблоней65-летняя уроженка Бахчисарая Надежда Якушева пытается восстановить свое право на гражданство с прошлого года. Благодаря родственникам она осталась без собственного дома, а из-за пожара в поле, где женщина собирала лечебные травы, чтобы как-то заработать на жизнь — и без документов.
В апреле она получила решение суда с подтвержденным фактом проживания на момент референдума, но попасть в отдел ФМС так и не смогла из-за чудовищных очередей.
«ФМС в Симферополе по-прежнему самая отмороженная структура, — считает председатель общественной организации «Жизнь в твоих руках», Екатерина Горелкина, чьей подопечной является Якушева. — Мало пройти все круги ада, чтобы подтвердить факт пребывания в Крыму через суд. Потом, чтобы получить паспорт и взять талон — хождение по мукам. С апреля, чтобы получить талон для нашей подопечной, пожилой пенсионерки без документов, люди ночуют в машинах. Это ли не коррупция»? По словам Горелкиной, многие вопросы можно решить путем жалоб руководству Крыма и в компетентные органы: миграционным чиновникам просто звонят и устраивают нагоняй. Но потом эти чиновники начинают мстить: придираются и наказывают жалобщиков дополнительным сбором документов. Справок, свидетельских показаний — всего того, что уже предоставлялось в суд.
Сейчас Надежду Якушеву приютили у себя дома небезразличные крымчане — без документов пожилую женщину в дом престарелых не берут. До этого она охраняла дачу, а когда владельцы ее продали, жила прямо под яблоней на соседнем участке. Там ее и нашли крымчане, которые сейчас ей помогают восстановить документы.
Даже членам семьи везет не всегдаАлександра и Валерий Лященко — муж и жена, оба коренные крымчане. Они только в 2015 году узаконили свои отношения. На момент референдума Александра жила в Киеве. Валерий переехал к ней только в конце марта 2014 года — уже после референдума. Оставаться в столице Украины их вынудила мечта — заработать на собственный малюсенький домик в Крыму, который тогда в Красногвардейском районе можно было купить за 200-300 тыс рублей.
Летом 2015 года они вернулись на родной полуостров — и оказались здесь иностранцами. В этом году Александра смогла получить вид на жительство (ВНЖ) благодаря программе «носитель русского языка» (НРЯ), но ее мужу пришел отказ.
«Валера, хотя и находился на полуострове до 18 марта и ни разу до этого момента не выезжал на Украину, теперь будет доказывать свое право быть гражданином РФ в суде, — рассказала «Примечаниям» Александра. — У нас суд на июнь, и мы очень надеемся, что новые законы, наконец, помогут ему стать своим в его родном Крыму».
Твой дом в ГрузииНе всем с гражданством повезло и в семье 69-летнего Александра Симоняна. В 1993 году они переехали в Крым из Тбилиси. Его жена Лили и двое детей смогли стать гражданами Украины, а мужчине даже вид на жительство не дали, так как он не смог выписаться из родительского дома в Грузии — по крайней мере, так мотивировали отказ украинские чиновники.
В 1999 году он поехал в Грузию, чтобы продать дом. Сделать это у него не получилось, а так как срок действия советского паспорта к этому моменту истек, ему пришлось принять гражданство Грузии, чтобы вернуться к родным в Крым.
«Мы армяне, а в Грузии очень много националистов, поэтому, видимо, и не дали продать дом: сказали, что и так он местным властям достанется,— говорит «Примечаниям» Лили. — После референдума в Крыму мы все, кроме мужа, получили гражданство РФ. По его вопросу обращались к кому только можно: Путину, Жириновскому, Лубиной, в МВД. Но ответ один: муж должен оформить визу, выехать в Грузию, отказаться там от гражданства. А у него аритмия, перенесенный инфаркт, болезнь Бехтерева — он просто оттуда не вернется».
Лили отмечает, что референдум ее семье виделся в 2014 году решением проблемы гражданства мужа, которую при Украине никто решать не хотел.
Все эти годы Александр не получал никаких пособий, а значит даже пенсию не заслужил. Симоняны очень надеются, что власти смогут помочь им решить проблему, добавляя, что они рождены в СССР, почти три десятка лет прожили в Крыму и попросту не перенесут ни переезд, ни разлуку.
Проблема еще и в том, что, в отличие от парализованного сына, у которого есть гражданство РФ, Александр не может получить стационарное лечение: нет гражданства — нет и полиса ОМС.
Лучше сразу в судАдвокаты отмечают, что в целом принятые законы немного улучшили ситуацию с получением гражданства в Крыму, а количество обращений к ним уменьшилось по сравнению с предыдущими годами. Однако по-прежнему факт пребывания в Крыму на момент референдума людям приходится доказывать в судах - а без этого никак не стать гражданином.
«Упрощенные процедуры не всегда работают, отлаженным механизмом является суд, — говорит «Примечаниям» адвокат Виолетта Синеглазова.
— Если у людей есть свидетели, справки, то суды чаще всего становятся на их сторону. Но если документы были собраны не в полном объеме, то приходится подавать апелляцию, и получается замкнутый круг. Чтобы чего-то добиться, необходимо тщательнее готовить документы для обращения в суд первой инстанции».