В свое время Кипр был одной из самых популярных юрисдикций для создания холдингов, напоминает партнер адвокатского бюро А2 Михаил Александров. «Платежи из России в их сторону продолжаются, тогда как обратно денег не заходит. Поэтому для России сальдо отрицательное», — цитирует эксперта РБК.
Эксперт напомнил, что прошлым летом ЦБ Кипра ужесточил правила для иностранных клиентов коммерческих банков: теперь банки должны идентифицировать компании-пустышки, не ведущие реальной деятельности, и прекращать с ними отношения.
Кроме того, с прошлого года Россия и Кипр сотрудничают в рамках системы автоматической передачи налоговой информации: российские власти, например, могут получить сведения о счетах россиян на Кипре. «С новой системой нет смысла открывать новые офшорные компании на Кипре: там теперь тоже не спрячешься», — отметил Александров.
В прошлый раз серьезный отток кипрских инвестиций из России наблюдался в 2015 году: тогда они сократились на $7,1 млрд. В 2016-м он замедлился до $436 млн, а в 2017 году сальдо вложений с Кипра было положительным и составило $8,6 млрд.Как писал РБК, депозиты российских клиентов на Кипре составляли к концу лета 2018 года около €3 млрд. За шесть лет до этого только российские фирмы, не считая физлиц, держали на Кипре в разы больше, до $19 млрд (€14,8 млрд по действовавшему тогда курсу).