Ежедневно в России строят по три новых церкви, сообщил вчера патриарх Кирилл. Это 90 новых церквей каждый месяц. Для сравнения: в среднем по России за месяц строится 18 детсадов и закрывается 9 больниц, 69 библиотек и 95 школ. То есть на каждую открытую церковь приходится одна закрытая школа — легко представить, во что превратится эта все еще грамотная страна через пару десятков лет.
Но, видимо, этого мало.
Весной 2017 года правительство Севастополя утвердило регламент градостроительных нормативов. Этот революционный документ не только разрешает строить многоквартирники на участках под ИЖС, но и утверждает нормативы строительства религиозных сооружений – храмов и соборов. Благодаря этому документу РПЦ получила эксклюзивное законодательное обоснование своих претензий на земли города.
Теперь в Севастополе объекты РПЦ должны в обязательном порядке размещаться на расстоянии не более 2-3 км друг от друга, на расстоянии 20-30 минут хода от самого удаленного жилья. А город из своих средств должен обустроить к ним подходы и подъезды.
Но гораздо хуже то, что эти нормативы взяты севастопольскими властями не из головы. Городской строительный регламент дословно цитирует СНиП свода правил по проектированию и строительству Госстроя России, разработанный Архитектурно-художественным проектно-реставрационным центром Московского Патриархата АХЦ «Арххрам». Эти нормы приняты и рекомендованы к применению постановлением Госстроя еще в 1999 году. Благословил их Святейшеий Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Таким образом, церковь нанесла превентивный законодательный удар по протестам населения из-за застройки храмами каждого свободного от многоэтажек клочка земли.
А власти России четко определили, в какую сторону будет формироваться состав и облик населения «светской» страны. Ведь храмы по регламенту должны располагаться в 20 минутах ходьбы от дома, а детские библиотеки — в 20 минутах езды от него.
Регламент откровенно попирает Конституцию РФ, устанавливающую равные права адептов разных религий и неверующих.
Для кого строятся все эти храмы, тоже непонятно. Согласно ежегодному мониторингу Института социологии РАН, религиозная активность у россиян крайне низка. «Данные многолетних исследований ИС РАН свидетельствуют: российское общество остается преимущественно секулярным, а ценностно-политический проект, связанный с православием как идеей очищения и возвращения к подлинности бытия, занимает в массовом сознании периферийное место».
И ладно бы церкви строили на пустырях – так ведь нет, они пожирают остатки общественных пространств.
На этом фоне протесты вполне объяснимы. И неудивительно, что против застройки скверов храмами выступают активнее, чем против пенсионной реформы. Ведь до пенсии еще надо дожить - а тут у тебя отнимают единственное место, где можно посидеть после работы, погулять с собакой или ребенком. Отнимают здесь и сейчас. И что у тебя остается? Бетонный концлагерь с вагонеткой, снующей по маршруту дом — работа?
Пропагандисты любят списывать протест на «молодежь больших городов»: мол, им не важно, из-за чего протестовать, лишь бы энергию выплеснуть. Но на самом деле первыми против застройки сквера храмом выступили пенсионеры, которых церковь считает костяком своей паствы. И произошло это не в Екатеринбурге, а в Севастополе.
В ноябре 2016 года представитель местного благочиния с благословения экс-губернатора Сергея Меняйло решил построить часовню в ботаническом памятнике — в парке Ушаковой балки. Жители прилегающей улицы Адмирала Макарова, гуляющие в парке, выступили против, но священнослужители показали разрешение на застройку более 1800 кв. м земли.
Позже выяснилось, что согласований по строительству часовни на особо охраняемой территории в Севприроднадзор не поступало. Несмотря на это, в июле 2017 года, уже при новом губернаторе Овсянникове, стройка началась. Протестующие встали стеной, начались столкновения.
Усмирять их приехали казаки, распевавшие псалмы. Горожане отвечали им гимном «Легендарный Севастополь», а батюшка поливал недовольный хор святой водой.
С женщиной, продолжавшей громко кричать «Часовни здесь не будет!», священник церемониться не стал — выплеснул ей в лицо всю оставшуюся воду.
Протестующие обещали закрыть собой согласованное уже новым губернатором место для часовни, на открытие которой ждали патриарха Кирилла и мэра Москвы Сергея Собянина.
Еще раз подчеркнем: протестовала не молодежь. В основном это были пенсионеры.
Тогда жители смогли отбить у церковников ту часть участка, которая попадала на особо охраняемую территорию. Другая часть таки отошла в безвозмездное пользование приходу им. Святого Гурия.
И это только начало – судя по регламенту, так будет по всему городу. Строительство крупного храма с еще более крупным отелем началось возле Гагаринской администрации. Откусила церковь кусок и от парка Победы, отреставрированного за миллиард федеральных рублей: закладной камень, сообщающий о скором строительстве часовни, находится рядом с пляжем. В паре сотен метров от него, у пансионата «Аквамарин» экс-министра обороны Украины Павла Лебедева, тоже построят часовню.
Похоже, скоро мы увидим новый этап борьбы. Если с пляжной церковью, то с теми, кто на этот пляж (основной в городе) придет отдыхать в небогоугодных плавках. Одну такую битву – на Херсонесе - Севастополь уже проиграл.