«Примечания» подробно описывали, как добыча песка на Бакальской косе испортила пляжи соседних курортов, превратив их в болото. Теперь судьба отмелей Стерегущего может постигнуть и длинные пляжи Евпатории.
Жители поселка Мирный под Евпаторией создали интернет-петицию с призывом к республиканским чиновникам остановить выкачку песка из Донузлава, стартовавшую еще в 90-е. Согласно Федеральному закону 6-ФКЗ, лицензии на добычу полезных ископаемых, выданные при Украине, после перехода республики в состав России признали действительными, что позволило сохранить опасные для курортного потенциала Крыма производства. О том, что выкачка песка у побережья полуострова нещадно сокращает ширину пляжей западного побережья, ученые предупреждают давно.
«Донузлав – это лучший детский курорт в Крыму, с пологим берегом, песчаными пляжами, но его не пощадили, — рассказал «Примечаниям» автор петиции Сергей Котышов. — Из-за выкачки песка пострадала ихтиофауна и флора, ведется дальнейшее уничтожение экосистемы. Песок стал уже совершенно другим, нежели прежде. Это уничтожает не только Донузлав, но и пляжи всего евпаторийского побережья».
В 2017 году жители Мирного попытались приостановить разработку Донузлава. Они смогли добиться проведения общественных слушаний, правда, на них пустили не всех. «Голосовали за продолжение выкачки подставные люди, которых на трех автобусах привезли в ДК Мирного, — рассказал «Примечаниям» Сергей. — Самих же жителей Мирного, инициировавших слушания, в здание не пустили лишь частично».
Чужаков было большинство, таким образом, разработка Донузлава продолжилась. Обладателем лицензии стала фирма «Яхтстройсервис».
В Донузлаве уменьшилась популяция рыб и краснокнижного краба. Визиткой озера стали мертвые ракообразные, которыми периодически бывает усеяно побережье
В ООО «Яхтстройсервис» заявляют, что их производство абсолютно безвредно как для побережья Черного моря, так и для самого Донузлава, а губят курорт местные жители и фермеры.
«Мы провели исследования и нам дали заключения, что никакого существенного и заметного влияния на берега наша работа не оказывает, — рассказал «Примечаниям» директор «Яхтстройсервиса» Дмитрий Козловский. — Что касается гидромира, то сейчас вместо эллингов для хранения лодок [на берегу озера] построены гостиницы, которые далеко не все снабжены канализацией. Куда они сливают канализацию — это первый вопрос. Второй— на берегу есть приусадебные хозяйства. Что они используются для химической обработки посадок? Третий — там есть устричники, которые применяют корма, в том числе и какую-то химию, чтобы их поголовье устриц не болело и не вымирало, что они применяют — тоже неизвестно».
В Морском гидрофизическом институте РАН, «Примечаниям» подтвердили, что выполняли научные исследования для ООО «Яхтстройсервис». Вред от размытия побережья курортов Западного Крыма от работы данной организации здесь отрицают, добавляя, что Донузлав — техногенное озеро, а так как песок ООО «Яхтстройсервис» добывает внутри водоема, выкачка не влияет на динамику наносов.
«На Евпаторию это никоим образом не влияет, — говорит ученый из Гидрофиза Юрий Горячкин. — На основании имеющихся исходных данных наблюдений контактными методами и со спутника можно утверждать: статистически значимого влияния на береговую линию, как в самом озере Донузлав, так и на побережье от мыса Урет до мыса Евпаторийский, не установлено».
В тоже время Горячкин выступает против добычи песка в районе Бакальской косы, а разницу в истории с Донузлавом поясняет тем, что там совершенно разные природные условия.
«50-лет назад это [Донузлав] было безжизненное озеро, там была [соленость] 90 промилле, в нем нечего не жило кроме бактерий, а прорыли его не для того, чтобы это была рекреация, а для того чтобы строить порт и добывать песок», — заключил Горячкин.
В Министерстве экологии Крыма «Примечаниям» заявили, что донузлавский песок — единственный в Крыму соответствует ГОСТам. «Другого такого песка в Крыму нет, — рассказал заместитель министра экологии Алексей Яценко. — Если мы добычу закрываем, то нечего будет сыпать в бетон, в дороги и т.д.».
По словам чиновника, размытие пляжной полосы западного побережья, которая за последние годы местами сократилось с 50 до 5-7 метров, не связано с выкачкой песка в Донузлаве. «Это естественный процесс — прогрессия — море наступает на сушу и идет размыв береговой линии, опускание берегов, различные геологические процессы. И это не дело точечного карьера. Западное побережье разрушено — пансионаты уходят в воду, причалы», — сетует Яценко.
Чиновник дает понять, что останавливать добычу песка не будут. А единственной мерой для приостановки процесса разрушения берега чиновники видят берегоукрепление.
При этом независимые экологи говорят о том, что выкачка песка продолжает усугублять те процессы, которые в Минэкологии Крыма считают «естественными». «Мы провели обстоятельные исследования, — сообщил «Примечаниям» председатель общественной организации «Крымской академия наук», эколог Виктор Тарасенко. — Привлекли многих ученых и сделали заключение, что добыча песка ослабляет южную косу Донузлава, где расположены рекреационные территории. Здесь необходимо развивать яхтинг, устричные хозяйства, но не добывать песок. В конечном итоге это может вызвать разрушение плотины, что скажется и на биоценозах, и на замутнении, и на многих других процессах».
Жители Мирного надеются: если их петиция соберет 10 тысяч подписей, на проблему обратят внимание. Но пока песок выкачивают, чтобы сделать дороги - которые вряд ли будут нужны туристам, если пляжи в Западном Крыму деградируют.