Закон об отзыве губернатора, который невозможен

04-06-2019 07:12:57
Автор: Татьяна Никитина
После двух лет ожидания сторонники Алексея Чалого в парламенте Севастополя собираются принять закон об отзыве губернатора. Дмитрий Овсянников уже успел на них за это обидеться. Но принятие закона никаких рисков для градоначальника не несет. Разве что небо

Севастополь, недовольный уже вторым по счету российским губернатором и успевший от одного из них избавиться, живет без закона об отзыве губернатора третий год. Летом 2017 года врио губернатора Дмитрий Овсянников внес в заксобрание свою версию этого закона. Юристы парламента нашли в ней массу ошибок, в том числе 54 — правового характера. Главе региона предложили исправить законопроект, но он отказался. Если депутатам не нравится, пусть разработают свой вариант, сказал тогда он. Без малого два года об отзыве губернатора почти никто не вспоминал. Отношения ветвей власти в городе за это время предельно обострились. И вот, 4 июня, накануне парламентских выборов, депутатская версия законопроекта включена в повестку сессии. Разработал законопроект депутат Вячеслав Горелов.

Алексей Чалый и его сторонники не скрывают, что хотели бы добиться отставки Дмитрия Овсянникова. Хочет этого, если верить закрытым кремлевским опросам, на которые ссылается РБК, и большая часть населения Севастополя. Сам Овсянников, понимая это, 15 апреля прислал на законопроект о своем отзыве свой негативный отзыв.

Но даже если закон депутаты благополучно примут, избавить город от молодого технократа он не сможет. Потому что федеральное законодательство не позволяет регионам принимать радикальные нормы об отзыве первого лица субъекта.

Процедура отзыва губернатора до невозможности усложнена, пояснили «Примечаниям» в городском парламенте.

Поводом для отзыва может стать только факт нарушения Конституции РФ — а там в основном общие формулировки без конкретики и без привязок к деятельности высшего должностного лица региона. Кроме того, факт нарушения губернатором Конституции должно подтвердить решение суда. При этом региональное законодательство таково, что у губернатора практически нет персональной ответственности.

Вы будете смеяться, но губернатор Овсянников, ворочающий федеральными миллиардами, мало за что отвечает лично. Ну разве что за начало строительства инфекционной больницы до 1 сентября. И то лишь потому, что об этом ему сказали премьер-министр и президент.

За реализацию госпрограмм в Севастополе тоже отвечает не губернатор, а его подчиненные. Пропали 2 млрд рублей аванса за очистные в лопнувшем питерском банке? Правительство города отправило туда деньги ФЦП без казначейского сопровождения? Мелкий стрелочник арестован, деньги никто особо не ищет, Овсянников ни при чем. Откуда губернатору знать про какие-то 2 млрд, это разве деньги? И так во всем.

Единственный закон, где депутаты прописали персональную ответственность губернатора Севастополя — законопроект «О стратегическом планировании нацпроектов». Но его Овсянников ветировал. Депутаты пытались на прошлом заседании преодолеть вето, но не смогли – 16 необходимых для этого голосов вполне предсказуемо не набралось.

Еще одна шпилька Овсянникову в повестке сегодняшней сессии — проект постановления «Об отчете о результатах деятельности правительства Севастополя за 2018 год». Его тоже внесли сторонники Алексея Чалого, причем в полном составе.

Отчитываться перед ними губернатор принципиально не хотел с декабря: уж если он своим замам запрещает ходить с отчетами в заксобрание, то как он снизойдет до депутатов сам? На предложение «Единой России» отчитаться на партийной площадке губернатор тоже не реагировал, потом все же согласился. Перед мартовским визитом Путина Овсянников был готов пойти и в закс, но теперь слушать его не захотели уже сами сторонники Чалого. В конце концов, градоначальник отчитался перед депутатами — и ничего страшного для него не произошло. Даже острых вопросов не услышал. Да, Алексей Чалый назвал Овсянникова «членом ОПГ», но доказательств публично не привел.

Чем депутаты собираются пенять губернатору теперь, спустя месяц, неизвестно. Но и тут депутатская критика не повлечет даже мало-мальски значимых юридических последствий для главы города, который отчитывался за деятельность правительства (а не за персональную). Самое значимое, что могут противопоставить депутаты из группы Чалого качеству отчета губернатора — это эмоциональная оценка.

Можно, конечно, попробовать выразить господину Овсянникову недоверие. Но на него, как и на преодоления вето, у сторонников Алексея Чалого не хватит голосов. Зато шум будет. А перед выборами любой шум кстати. 


Показать полную версию новости на сайте