«Умный город» или долговая яма? Зачем Овсянников отдает Ростеху электросети Севастополя

07-06-2019 05:36:42
Автор: Татьяна Никитина
Умные остановки, светофоры, камеры (и даже урны) — все это антураж, красивая, как знамя прогресса, обертка. Самая важная и масштабная цель проекта «Умный город» — это контроль над электросетями и системой освещения. Контракты жизненного цикла по реконстру

В Санкт-Петербурге начался Международный экономический форум, в ходе которого губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников и представители госкорпорации Ростех планируют подписать соглашение о реализации в Севастополе проекта «Умный город».

Минстрой РФ утвердил паспорт проекта «Умный город» в ноябре 2018 года, на его реализацию будет направлено более 12 млрд руб. Города, выбранные в качестве площадок для пилотных проектов, получат субсидии из бюджета на цифровизацию городского хоозяйства. В апреле этого года Минстрой утвердил методические рекомендации по финансированию проекта. «Субсидии могут быть применены для проектов энергоэффективного городского освещения, включая архитектурную и художественную подсветку зданий, с применением механизмов государственно-частного партнерства, для проведения цифровой инвентаризации общественных территорий, а также для создания комплексных систем обеспечения безопасности на общественных территориях» - гласит сайт ведомства.

В технологиях, которые Ростех и его дочерние компании предлагают российским городам, есть полезные новации для развития инфраструктуры и преобразования городского пространства. Например, комплекс «Безопасный город», включающий в себя систему видеонаблюдения с «умными камерами» Установка камер наблюдения действительно заметно снижает уровень правонарушений, делает города безопаснее, защищает от проявлений вандализма.

Но в целом эффективность «умной» городской инфраструктуры пока невелика.

Например, в Сочи повсюду установлены «умные остановки». На табло с указанием времени прибытия автобусов никто не обращает внимания, если транспорт нормально работает и нужную маршрутку не приходится ждать более пяти минут. К тому же система часто ломается и сбивается — вот уже не первый день показывает, что автобус приедет только после полночи.

Ближе к 23 часам табло часто и вовсе обманывает — например, может пообещать автобус, который в лучшем случае проедет мимо пустым. На мой взгляд, никакой пользы, кроме имиджевой, от умных остановок пока нет.

В апреле этого года в Москве и Нижнем Новгороде появились «умные урны», оснащенные солнечной батареей, пресс-фильтром и датчиком наполнения. Нижегородцы прозвали «умную урну» Сёмой. В соцсетях шутят, что «Сёма не только анализирует, сколько мусора в него накидали, подзаряжаясь от солнца, но ещё и раздает вайфай, управляет спутниками, фотографирует всех проходящих мимо нижегородцев, ищет их профили в соцсетях и передаёт весь массив данных в АНБ и ЦРУ».  

Возможно, проекты Ростеха будут и практичнее, и эффективнее. Но если изучить опыт городов, в которых корпорация уже приступила к их реализации, станет понятно, что все эти поумневшие остановки и светофоры — только обертка.

Самая важная и масштабная цель проекта «Умный город» - это вывод сетей освещения из-под контроля местных властей и их передача на обслуживание структурам Ростеха.

Поэтому нам здесь, в Севастополе, будет полезно узнать, что сейчас происходит в Нижнем Тагиле, где дочерняя компания корпорации — холдинг «Швабе» - реализует проект «Светлый город» с 2014 года.  

После того, как Овсянников и представители Ростеха объявили о том, что реализация проекта «Умный город» в Севастополе начнется с модернизации городской сети освещения, «Примечания» вспомнили давние планы губернатора.

Еще в 2017 году Овсянников рассказывал, что ему проще отдать городские сети компании-инвестору и платить 200-300 млн руб в год за то, чтобы все было освещено. Что именно он сказал по поводу передачи сетей, можете посмотреть на этом видео (см. с 29:55) 

Овсянникову безусловно проще, кто бы спорил. Но каковы будут последствия для Севастополя? Сколько город заплатит за модернизацию и обслуживание системы освещения в этом государственно-частном партнерстве? И будут ли у городского бюджета такие возможности после того, как закончится поток федеральных щедрот?

Рассказываем, как эта схема работает в других городах. В 2014 году администрация Нижнего Тагила заключила с холдингом «Швабе» контракт жизненного цикла по проектированию, строительству и последующему техническому обслуживанию всей системы городского наружного освещения. 

Контракт стоимостью 9,37 млрд руб заключили на 28 лет, до 2042 года. Строительная часть проекта «Светлый город» завершится уже этим летом, после чего «Швабе» будет только обслуживать сети. За это Нижний Тагил будет платить корпорации более 300 млн руб каждый год.

Проект реализуется уже пять лет, однако в феврале этого года представители мэрии Нижнего Тагила так и не смогли объяснить городским депутатам, в чем его эффективность. Как сообщили местные СМИ со ссылкой на администрацию города, расход электроэнергии вырос в 2018 году на 15,5% , а затраты бюджета на уличное освещение увеличились на 20,4%. Впрочем, чиновники уверили депутатов, что об эффективности проекта можно будет судить только после того, как будет полностью завершена его строительная часть - то есть не раньше июля.  

У жителей Тагила тоже есть вопросы по этому поводу. Так, сейчас тагильцы собирают подписи за отставку мэра. В числе причин авторы петиции указывают и провал проекта «Светлый город».

С финансированием проекта так же полная неопределенность. Так,

в конце прошлого года депутаты от Нижнего Тагила бойкотировали процесс обсуждения бюджета на 2019 год в областном парламенте. Как сообщали СМИ, это произошло из-за того, что минфин Свердловской области пытался урезать расходы на реализацию дорогостоящих программ в Тагиле («Светлый город» и «Безопасный город») на 15%. Глава города Владислав Пинаев затем рассказал, что между областной и городской властью был «конструктивный спор». Однако Тагил все же получил 270 млн руб на «Светлый город» в 2018 году и на 2019 год «деньги тоже поступят».

Что принесет модернизация освещения по проекту «Умный город» Севастополю?

Плюсы программы заключаются в том, что тысячи новых светоточек появятся в городе быстрее, чем Севастополь мог бы реализовать программу реконструкции сетей за счет городского бюджета, не залезая в долги перед корпорацией «Ростех». Кроме того, речь идет о цифровизации сетей, о применении энергосберегающих технологий, что в будущем приведет к экономии (но не факт, как показал пятилетний опыт Тагила).  

Однако город и так постепенно приводит систему освещения в порядок, своими силами, без многолетней и многомилионной кабалы. В Севастополе каждый год появляются тысячи новых светоточек.

Об этом говорит и сам Овсянников — если в 2017 году город выделял на эти цели 80 млн руб, то сейчас на эти цели предусмотрено по 300 млн руб в год. Но, по словам губернатора, этого недостаточно.

Минусы такого сотрудничества — пока никто не знает, как оно будет оформлено. Если будет заключен контракт жизненного цикла на модернизацию и обслуживание сетей освещения, то его цена тоже пока неизвестна (в 2017 году губернатор называл цифру 200-300 млн руб в год). И уж тем более никто не знает, каковы будут источники финансирования этого контракта хотя бы лет через пять.

Да и сами контракты жизненного цикла пока на практике применяют очень редко. Так, в прошлом году академия Ростеха разработала специальные программы для того, чтобы учить сотрудников корпорации пользоваться этим «относительно новым для России инструментом».

Понятно, почему Овсянников так спешит с подписанием соглашения. После того, как премьер Дмитрий Медведев недвусмысленно пригрозил губернатору Севастополя возможной отставкой из-за срыва строительства объектов ФЦП («после 1 сентября о другом говорить надо»), господа концессионеры могут и не успеть зафиксировать обязательства города перед Ростехом на многие годы вперед.

Но непонятно, кто сможет прояснить основные параметры этого проекта и его истинную цену для города.

Ведь пока у Севастополя еще есть хотя бы отчасти независимое заксобрание, которое может задать такие вопросы если не губернатору, то Ростеху. Посмотрите на опыт тагильцев — власти бодренько отчитываются о скором завершении проекта, который вытягивает сотни миллионов из бюджета каждый год.

При этом, по мнению жителей, Тагил все так же сложно назвать «Светлым городом», а местные чиновники и депутаты городской думы и областного парламента постоянно спорят, где найти деньги на дальнейшее финансирование проекта.


Показать полную версию новости на сайте