Знаете, как выглядит апокалипсис для человека, ценящего дикую природу? Ряды и ряды аккуратных коттеджей, окружённых ухоженной декоративной зеленью — и ничего больше. За каждым забором — своё персональное счастье. Ни одного островка дикой природы, ни единого нетронутого лопатой и бульдозером ландшафта. Такая судьба вполне может ожидать Крым.
Бойтесь своих желанийВот правы китайцы со своей пословицей о том, что стоит бояться своих желаний, которые могут исполниться. В сентябре прошлого года так и случилось: с 2014 года ратовали специалисты и общественность за передачу Крымского природного заповедника в федеральную собственность — и вот появилось постановление правительства РФ «О создании особо охраняемых природных территорий федерального значения на территории Республики Крым».
Фото: Крымский природный заповедник - УДП
Сначала все вздохнули с облегчением: мол, теперь ООПТ надёжно защищена от посягательств местных «любителей природы».
Первое огорчение принесло известие о том, что статус этой территории понизили: с заповедника, где в принципе запрещена хозяйственная деятельность, а рекреационная строго ограничена — до национального парка.
К слову: сама идея национального парка в Крыму, отмечает профессор кафедры экологии и зоологии Таврической академии Крымского федерального университета Сергей Иванов, обсуждалась ещё в советское время. По мнению автора идеи, «патриарха» заповедного дела в Крыму, Василия Ены, национальный парка «Таврида» должен был включать два самых крупных крымских заповедника — Ялтинский и Крымский, которые стали бы его «заповедными ядрами» (нетронутыми деятельностью человека территориями). Появилась бы вокруг них буферная зона, а земли вокруг, не имевшие охранного статуса, стали бы использоваться для нужд рекреации и других. Эта идея обсуждалась и позже, но была отвергнута как несвоевременная: в итоге нетронутые территории могли бы быть утрачены.
Статус национального парка делает Крымский природный заповедник уязвимым. Ибо предоставляет нешуточные возможности сотворить с ним то, чего боялись в лихие 90-е.
А недавно крымским защитникам природы удалось познакомиться с интереснейшим проектом, созданным для уже Крымского национального парка. Это — разделение всей территории на заповедную, особо охраняемую, хозяйственную и рекреационную зоны. На минуточку — 40% территории, согласно этому плану, «уходят» под хозяйственную и рекреационную деятельность. То есть, это места, куда нога человека не просто ступит: эти земли предполагается освоить!
Так, в предполагаемой рекреационной зоне планируется оборудование многочисленных троп для обеспечения массового туризма, палаточных городков, дорог для джиппинга и квадроциклов. Число туристических маршрутов предполагается увеличить до 35, а автомобильных — до 9.
Проект предполагает осуществление 45 (!) видов туризма, включая не имеющие никакого отношения к экологическому образованию и воспитанию. Например, йога-туры, событийные корпоративные туры, приключенческий туризм, любительская рыбалка, проведение фестивалей и праздников, волейбол и футбол (!).
Хозтерритория по этому проекту в национальном парке, должна занять 7 тысяч гектаров. Семь тысяч! Такие угодья имели обеспеченные совхозы.
Закон же земли хозназначения на ООПТ определяет, как ранее уже использовавшиеся в этом качестве и необходимые для обеспечения потребностей работников, которые здесь живут.
К примеру, сена корове на зиму накосить, несколько ульев поставить… А тут обсуждаются предложения об увеличении объемов заготовки сена, рубки леса, сбора лекарственных трав, грибов, выращивания сельхозпродукции, открытия охоты, необходимости строительства, в том числе капитального. Не слишком ли раззуделось плечо и размахнулась рука?
Для природы места нет?«Любое зонирование требует научного обоснования, — говорит Сергей Иванов. — Преобразование Крымского природного заповедника в национальный парк по предложенной схеме зонирования совершенно не обосновано, противоречит законодательству РФ и губительно для природы горного Крыма».
Самое страшное в проекте преобразования заповедника в национальный парк — это то, что хозяйственные и рекреационные зоны не находятся где-то с краю. Нет, они разбросаны по всему заповеднику и фактически «расчленяют» его, превращая особо охраняемые и заповедные территории в островки. И в таких изолятах никак не возможно сохранить редкие виды растений и животных.
Вы бы могли с комфортом безвылазно жить в помещении площадью два на два метра? Растения и животные тоже не могут существовать, не имея достаточной территории и связи с соседними территориями, где проживают их сородичи.
Фото: Крымский природный заповедник - УДП
Норные городки краснокнижного барсука, например, значительно частью находятся и на землях, отведённых по плану на хоздеятельность и рекреацию. Попадают туда и гнездовья охраняемых птиц, ареалы распространения редких насекомых, растений. И их судьба, в случае разделения нацпарка на фрагменты, печальна.
«В Крыму уже наметился дефицит территорий, где может идти процесс возобновления популяций растений и животных, — говорит доцент кафедры ботаники и физиологии растений и биотехнологии Таврической академии Крымского федерального университета Людмила Вахрушева. — Как при этом увеличивать нагрузку на ООПТ? Ну, не стали пока наши люди сознательными и ответственными! Мы недавно в черте Симферополя изучали небольшую территорию, где много краснокнижных растений — налюбовались. Множество людей «наслаждаются природой», причём на ходу срывают растения, и… тут же бросают: наигрались, нанюхались. Для многих людей «выехать на природу» означает добраться до ближайшего леса, пожарить шашлык и выпить. Можно же сделать рекреационные зоны там, где уже нарушены естественные природные сообщества: окультурьте, уберите, благоустройте — пусть люди отдыхают!»
Можно ли сказать, что беспокойство крымских учёных преждевременно — ведь возмутивший их проект «расчленения» Крымского заповедника ещё не представлен, не началось его продвижение и, тем более, реализация? Ну, если судить по нашим реалиям, когда всё начнётся — будет уже поздно. А вот сейчас — самое время. «Нам стало известно, что для заповедника выполнялся ещё один, альтернативный проект, где под рекреацию и хоздеятельность отводилась намного меньшая площадь, — сообщил Сергей Иванов. — Возможно, шум, поднятый вокруг первого, совершенно неприемлемого плана зонирования, заставит авторов инициативы всё переиграть».
Если очень хочется«В сложившейся ситуации апеллировать к властям Крыма невозможно: это уже не их зона ответственности, - говорит член правления Крымской республиканской ассоциации «Экология и мир» Андрей Артов. - Организация, которая управляет нынешним Крымским национальным парком — представительство Управления делами президента в Республике Крым. У неё есть подведомственное предприятие, а в нём — филиал без юрлица, который называется «Крымский природный заповедник».
Фото: Крымский природный заповедник - УДП
Так вот, работа по зонированию заповедника началась на уровне предприятия и филиала. Их позиция такая: хотим развивать рекреационную деятельность, а для этого нужна хозяйственная зона — давайте делать вот так, как нам нужно. С чего они решили, что это хоть как-то поспособствует сохранению крымской природы, неизвестно. Что до юридической стороны, то в российском законодательстве нет каких-то установленных норм, какую площадь, какой процент площади в национальных парках можно отводить под ту или иную деятельность. В каждом конкретном случае каждый нацпарк должен решить это самостоятельно. По моему мнению — исключительно с позиции сохранения природы.
Наша конкретная ситуация такая: Крымский национальный парк — самая большая естественная нераздробленная охраняемая территория. Самая большая на полуострове — но посмотрите на размеры самого Крыма: как мало осталось здесь нетронутой природы.
В стране есть заповедники, площадь которых превышает наш полуостров в несколько раз — в их масштабах тысячи гектаров под хоздеятельность или рекреацию имеют совсем иное значение, нежели здесь.
На мой взгляд, именно статус заповедника наиболее подходит для сохранения природных комплексов Крымского природного заповедника, - говорит Артов.
— Этот очаг биологического разнообразия, расположенный в самом сердце Крымских гор, формирует условия для жизни большинства населения Крыма – обеспечивая, прежде всего, чистую воду и чистый воздух.
Эти, как говорят специалисты, экосистемные услуги, получают жители Симферополя, Севастополя, Бахчисарайского и Симферопольского районов, Алушты, Ялты, не говоря уже о миллионах отдыхающих. Крымский заповедник вместе с Ялтинским - основа благополучия Крыма, прежде всего, его водной безопасности».
Фото: Крымский природный заповедник - УДП
По мнению ведущего научного сотрудника научно-образовательного центра ноосферологии, профессора Владимира Бокова, угрозы исчезновения редких растений и животных, в случае претворения в жизнь плана по фрагментации бывшего крымского природного заповедника, реальны.
«Но есть другая, общемировая проблема, - говорит он. - Давно определено, что для устойчивости биосферы, в мире должно быть сохранено примерно 60% природных территорий. Но сейчас в мире осталось всего около 40% естественных ландшафтов. Интересно, что составленные графики природных катаклизмов в последние несколько десятков лет демонстрируют увеличение их количества. Российские учёные, изучавшие леса в 50 км от Томска, выявили, что там поглощение кислорода больше, чем выделение. Это говорит о том, как угнетён лес на конкретной территории: баланс нарушен. И наши, крымские, леса тоже не в лучшем состоянии. Что будет, если на естественных охраняемых территория начнут ставить сельзохдворы и устраивать гонки на джипах? В Крыму сохранилось лишь 25% естественных территорий. И ни одного клочка природных территорий нельзя отдавать под новое освоение».