В Севастополе объявлен очередной конкурс на строительство инфекционной больницы на 200 мест – извещение появилось на портале госзакупок 17 июня. Максимальная цена контракта составляет 2 267 066 320 руб, итоги подведут 8 июля.
Аукцион по севастопольскому онкоцентру проводят уже в пятый раз. Предыдущие четыре - подписание контракта стоимостью 2,5 млрд руб срывалось. И каждый раз у губернатора были на то объяснения и причины. «Примечания» уже писали, что все эти игры в прозрачные, но безрезультатные конкурсы, возможно, были нужны лишь для того, чтобы «дотащить до кассы» единственного поставщика – госкорпорацию «Ростех». До начала 2019 года ее структуры были заняты другим федеральным проектом – строительством 15 перинатальных центров в регионах РФ, и строить в Севастополе не могли. А теперь могут.
В мае на проволочки в реализации медицинской части ФЦП в Севастополе обратило внимание высшее руководство страны. Дмитрий Медведев сравнил местных чиновников с детским садом и констатировал «полную беспомощность» Овсянникова. Он дал губернатору срок – начать строительство больниц до 1 сентября, а если тот не выполнит, обещал заговорить с главой города «по-другому».
Тут можно было бы порадоваться: может хотя бы угрозы сверху заставят шевелиться местный капстрой? Но спешка приносит Севастополю новые риски, грозящие перерасти в серьезную проблему.
Если к строительству онкоцентра можно приступать уже завтра, то инфекционную больницу будут сначала сносить. А значит, весь персонал, оборудование и, главное, больных из нее нужно куда-то переселить.
Проект больницы разрабатывался не один год. С самого начала было ясно, что строить ее будут на старом месте. Но ни губернатор, ни горздрав, ни капстрой, который ранее курировал лично Овсянников, однозначного решения по ее переселению до сих пор не предложили. Даже сейчас, когда до обозначенного Медведевым и Путиным «времени Ч» осталось два месяца, медчиновники только рассматривают возможные варианты маршрутизации пациентов – предложенные федеральный Минздрав пока не утвердил.
Как уже писали «Примечания», часть городских инфекционных больных (27 коек) было предложено разместить в военно-морском госпитале в бухте Омега. Туда отправят особые инфекции. Военные медики сначала упирались, но теперь, после вынесения проблемы на высший федеральный уровень, они вроде бы согласны. Но смогут ли они обеспечить круглосуточный прием городских и иногородних больных? Ведь это закрытый военный объект со своим режимом работы.
Часть детей, 23 койки, готов принять к себе Бахчисарай. Но на чем возить туда севастопольских больных? У самой расселяемой инфекционки машин для этого нет, бригады севастопольской сокрой помощи перегружены. Правда, на балансе скорой стоят 65 машин, а используются из них только 28 - на большее количество бригад персонала не хватает. Но для использования этих транспортных средств нужен хотя бы штат водителей, не говоря уже о сопровождающих медиках.
Еще немного коек инфекционщикам готовы предоставить 5-я горбольница (Детский комплекс) и 4-я горбольница. Там будут лечить гриппы и ОРВИ.
Городской СПИД центр переедет в наркологический диспансер на Авдеева – там в спешном порядке делают ремонт.
Всего же чиновники расписывают маршрутизацию на 120 инфекционных коек
– это минимум, который положен городу по нормативам (в старой инфекционной больнице их было 220), говорят источники «Примечаний» в правительстве.
Но что делать с остальными пациентами? Ведь инфекционка загружена, а в зимний и летний период, когда массово идут простудные заболевания и отравления, - перегружена.
Остальных пока предлагается лечить амбулаторно (в поликлиниках) или на дому. Для этого из штата инфекционистов будут сформированы мобильные патронажные бригады. Они, вероятно, будут ездить на простаивающих машинах скорой.
В таком режиме город проживет минимум год - пока не построят модульную больницу на 120 мест, высотой в 2-3 этажа. Где она будет размещаться, пока неизвестно – свободную землю медназначения в Севастополе еще попробуй найди.
Даже если модуль начнут разворачивать уже завтра - его невозможно будет подготовить к работе раньше, чем через год, говорят источники в правительстве. Производители модульных конструкций подтверждают:
на возведение подобного здания понадобится минимум полгода, а то и больше - у нас амбулатории в селах дольше строили. Цена такого модуля, по информации поставщиков, может доходить до 300 млн рублей, что составляет 1/7 часть от цены новой больницы.
Источники в капстрое подтверждают: в техзадании на модуль будет прописан годичный срок строительства.
Причем это – цена без начинки. А ведь модульный стационар нужно будет оснастить хотя бы минимальным набором оборудования. Вполне можно использовать то, чем оснащена больница сегодня. Но на переезд, размещение, дозакупку необходимого понадобятся время. И деньги, которые не так-то просто найти.
Уже известно, что 300 млн рублей на строительство модуля правительство выделяет из бюджета Севастополя – чтобы не ждать, пока придет транш из федерального резервного фонда, говорят чиновники.
Этот еще не построенный модуль на 120 коек должен стать основной площадкой для «инфекционки» на несколько лет. Если контракт заключат сейчас, здание будет закончено к концу 2021 года. Это в лучшем случае. А на него не стоит рассчитывать — известно, что проект по строительству в России 15 перинатальных центров был реализован «Ростехом» с задержкой в два года.
То есть, переселить старую инфекционку и начать строительство новой к 1 сентября - задача для Овсянникова на пределе возможностей. Если губернатор не успеет, тогда, как обещал Медведев, с губернатором начнут «по-другому разговаривать».
Можно конечно запустить на территорию бульдозер и начать там под камеры символически ломать какой-нибудь сарай. Но внимание к объекту у федералов столь пристальное, что подобный трюк едва ли пройдет.
Вы спросите, а зачем вообще правительство Севастополя выставляет строительство больниц на торги, если вопрос с подрядчиком, де-факто, уже решен?
Действительно, 7 июня на ПМЭФ губернатор Овсянников и представители «Ростеха» подписали соглашение о строительстве объектов здравоохранения в Севастополе структурами госкорпорации. В своем интервью программе «Вести Севастополь» Овсянников поведал, что «вышел с предложением определить единственного поставщика, компанию Ростех». Поддержало ли это предложение руководство страны, в прессе пока не сообщалось. Значит формально строительство должно быть организовано в рамках 44-ФЗ.
Возможно, структуры «Ростеха» формально будут участвовать в конкурсах на общих основаниях, а фактически предсказуемо выиграют, ведь составление техзадания под единственного подрядчика – техника в России уже отработанная. Или Овсянников после объявления итогов снова расскажет нам, что опытные и добросовестные подрядчики на стройки в Севастополе не заходят. Что станет безапелляционным аргументом в пользу «Ростеха» - единственного поставщика.
В любом случае, затягивать процесс больше некуда. Иначе 1 сентября Овсянникову будет просто нечем отчитаться перед руководством страны. Хотя он вполне способен выкрутиться: сказать, что работы на объекте уже начались, подразумевая под этим лишь подписание контракта. Потом признает, что оговорился.