На прошлой неделе арбитражный суд Новосибирской области ввел процедуру наблюдения в отношении ООО «Сибавтобан». Кроме того, суд назначил временного управляющего, который должен оценить возможность восстановления платежеспособности компании и подготовить соответствующий отчет до 30 октября.
«Сибавтобан» хорошо известен в Сибири, где строит дороги уже около 20 лет. В числе построенных объектов — Северный обход и Юго-Западный транзит Новосибирска, магистрали непрерывного движения с транспортными развязками и мостовыми переходами, и множество других крупных проектов.
В Крыму эта компания известна тем, что построила четырехполосную объездную дорогу на участке Дубки - Левадки в Симферополе. Контракт между подрядчиком и ГКУ «Служба автомобильных дорог Республики Крым» был заключен в декабре 2016 года, стоимость работ — более 6 млрд руб. Средства были выделены из федерального бюджета, проект строительства объездной реализуется в рамках ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и Севастополя до 2022 года».
В феврале этого года Сергей Аксенов торжественно открыл новую объездную, сообщив об этом на своей странице в Facebook.
«Планировалось, что подрядчик закончит все работы уже в августе 2018 года, однако в связи с переносом газовых сетей и изъятием земельных участков сроки затянулись на полгода. Тем не менее, с поставленной задачей подрядчик, в итоге, справился», - отметил Аксенов после того, как движение было открыто.
Однако сейчас еще недавно устойчивая компания близка к финансовому краху. Почему сибирские дорожники не смогли просчитать всех рисков, связанных с крупным объектом ФЦП в Крыму?
В сентябре 2018 года ООО «Сибавтобан» подавало иск в арбитражный суд Республики Крым. Подрядчик просил обязать заказчика внести изменения в госконтракт и установить новый срок исполнения работ, продлив его до марта 2019 года.
В иске было отказано, так как существенные условия контракта изменять нельзя, за исключением предусмотренных законодательством случаев. Например, сроки выполнения работ можно изменять при уменьшении бюджетных лимитов финансирования. Но это означало бы возврат средств в федеральный бюджет и признание проблем при строительстве объекта ФЦП.
В ходе рассмотрения иска выяснилось: задержка была вызвана не только судами с владельцами земельных участков, по которым прошла новая дорога, но и внесением изменений в проект со стороны властей.
Как следует из материалов дела, в апреле 2018 года подрядчик получил от заказчика уведомление о необходимости согласовать проектные решения транспортных развязок объездной и трассы «Таврида». Отсутствие увязки двух объектов чиновники объяснили тем, что проект объездной готовился и проходил экспертизу в 2016 году, тогда как проектная документация 5 и 6 этапов «Тавриды» получила положительное заключение государственной экспертизы лишь в сентябре 2017 года. На момент подачи иска возможности продолжать работу у подрядчика все еще не было. Так «Сибавтобан» увяз в неувязках между двумя проектами — к сентябрю 2018 года работы на объекте все еще были приостановлены.
К февралю дорогу все же достроили. Но если власти торжественно открывают новую дорогу - это вовсе не значит, что объект сдан в эксплуатацию и подрядчик получил полный расчет за весь объем работ.
К апрелю финансовые проблемы «Сибавтобана» привели к тому, что в отношении компании был подан иск о банкротстве. В качестве истца выступило ООО «СпецТрансСтрой» (субподрядчик по одному из объектов дорожников в Томской области), сумма задолженности, ставшей основанием для иска, составила 3,2 млн руб.
В Севастополе ситуация с объездной дорогой развивается еще более непредсказуемо.
Контракт на реконструкцию Камышового шоссе с расширением до 4 полос был заключен в декабре 2017 года, стоимость работ — 1,3 млрд руб. В соответствии с контрактом, подрядчик АО «Аэродромдорстрой-Проект» («АДС-проект», Москва) должен был закончить работы к 31 мая 2019 год. Однако в прошлом году работы на этом объекте ФЦП были приостановлены и до сих пор почти не движутся.
По данным «Руспрофайл», контракт на реконструкцию Камышового шоссе в Севастополе стоимостью 1,3 млрд руб — это первый настолько крупный госконтракт подрядчика.
Ранее ООО «АДС-проект» часто выступало в качестве подрядчика по госзаказу, но сумма контрактов не превышала нескольких миллионов рублей.
В апреле этого года замдиректора департамента транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры Евгений Исаков сообщил изданию ForPost, что
«была выявлена необходимость проведения дополнительных работ, которые ранее не были учтены в проектной документации». То есть – и здесь все те же изменения в проект со стороны властей.
После того, как изменения будут внесены и проект снова пройдет экспертизу, реконструкция дороги действительно может успешно завершиться к концу года. Точнее, могла бы.
Потому что, как выяснили «Примечания», в отношении генподрядчика этого объекта, АО «Аэродромдорстрой-Проект», тоже начат процесс банкротства. Иск симферопольской компании ООО «Модуль-Крым» зарегистрирован в арбитражном суде Москвы на прошлой неделе.
К требованиям истца наверняка присоединятся еще множество кредиторов. Количество исков о взыскании долгов в отношении компании более чем красноречиво говорит о ее финансовом положении.
В свою очередь, «АДС-Проект» тоже пытается взыскать с департамента транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры убытки в сумме 3,1 млн руб, которые несет, выплачивая зарплату рабочим в период простоя. Сейчас рассмотрение дела приостановлено, 13 июня суд назначил строительно-техническую экспертизу.
Что общего в истории двух подрядчиков, близких к банкротству после работы по госконтрактам в Крыму и Севастополе?
Работы по строительству объектов ФЦП были надолго приостановлены из-за некачественной подготовки проектной документации, компании не смогли вовремя закончить работы и получить деньги из бюджета. Но крупная сибирская компания все же не подвела крымчан и достроила дорогу в Симферополе. А вот Камышовое шоссе в Севастополе, похоже, станет еще одним проблемным объектом ФЦП.