В Севастополе началась очередная кампания по отлову бродячих животных, сообщают зоозащитники. Волонтеры обеспокоены, что и в этом году бездомных псов под видом стерилизации будут просто убивать. О том, с какой жестокостью сталкиваются дворняги, пойманные правительственными подрядчиками, «Примечания» писали не раз. Стерилизация с отрыванием половых органов без анестезии, запрещенные препараты для эвтаназии, от которых животные умирают в муках, операции по стерилизации в антисанитарных условиях и горы собачьих трупов на городских окраинах - это только то, что стало известно журналистам.
Спасти братьев наших меньших от мучений могли бы внятные правила игры, ответственные структуры и должностные лица. Отчасти решить проблему помогло бы создание специальных приютов с жестким контролем, в том числе и общественным.
В начале июня заксобрание Севастополя большинством голосов приняло закон «О некоторых вопросах в области обращения с животными в городе Севастополе». Документ был необходим, чтобы привести местное законодательство в соответствие с федеральным законом N 498-ФЗ от 27 декабря 2018 года «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Сейчас выделяются небольшие суммы частным ветеринарам, чья жестокость мотивирована желанием стерилизовать как можно быстрее и больше, объясняет автор закона Сергей Кажанов. Подрядчикам платят за тушки, поэтому хватают и убивают даже домашних собак и котов. Федеральный закон предполагает наказание за такие случаи.
Новый севастопольский закон предусматривает создание в городе уполномоченного органа по защите животных от жестокого обращения и дает исполнительной власти полномочия для создания приютов. Приюты могут быть государственными, частными или общественными, а поддерживать их можно за счет грантов. Закон также дает зоозащитникам новый статус общественного контролера - инспектора по защите животных.
Чиновникам из правительства закон не понравился.
«Я им объяснял, что это не мы принимаем решение о создании приютов, это решение уже принято федеральным законом, - поясняет депутат. - На приведение местного законодательства в соответствие с ним регионам России был отведен год, определить специальные уполномоченные органы по защите животных в каждом субъекте надо этим летом. Ведь ситуация везде разная: где-то уже существуют ветеринарные службы, где-то создадут отдельно взятую службу, где-то эти полномочия передадут муниципалитетам. Мы эти полномочия передавали исполнительной власти и обязали правительство создать специальный орган до 1 января 2020 года».
Однако спустя неделю, 11 июня, губернатор Дмитрий Овсянников наложил на закон вето. В правительстве города объяснили это тем, что автор закона не предоставил финансово-экономическое обоснование, а лишних средств на приюты в городской казне нет, говорит Кажанов.
Требование предоставить смету на приют Кажанов называет заведомо невыполнимым: по его словам, у депутатов нет информации, сколько он может стоить. Когда чиновники пытаются национализировать городские предприятия, их почему-то не смущает отсутствие экономического обоснования, парирует он. Депутат планирует вносить закон повторно - если успеет в этом созыве.
Глава Фонда помощи бездомным животным Наталья Морозова тоже удивлена мотивировкой вето. «Говорят, что денег в бюджете нет. Но с 2015 года в этой сфере уже немало миллионов освоено, и я что-то не вижу, чтобы у нас столько животных было стерилизовано, как [подрядчики] отписываются по документам», - заметила она.
Зоозащитница одобряет создание приютов, но число бродячих животных приюты вряд ли уменьшат, считает Морозова. Кроме того, именно в госприютах фиксируются случаи жестокого обращения с животными.
В прошлом году в Севастополе уже был открыт первый бюджетный приют – пункт кратковременного содержания животных. На него было выделено 10 млн рублей. Но деньги быстро закончились и животные оказались в жутких условиях: их держали в тесноте, не лечили, а на корм просили сброситься волонтеров. Чиновники проблему игнорировали. «Отвечали, что договор с подрядчиком будет расторгнут только в случае, если МВД заведет уголовное дело по статье 245 (жестокое обращение с животными)», - возмущается Морозова.
Глава фонда вообще сомневается, что федеральный и региональный закон будут работать на практике. В них нет пункта об обязательной стерилизации домашних животных, не несущих племенной ценности. И нет пункта об обязательном их чипировании и регистрации. Эти меры помогли бы идентифицировать и штрафовать хозяев, выбросивших собаку или кота на улицу, или допустивших их бесконтрольное размножение.