«Артек» отчитался о колоссальных объемах вывезенного мусора: почти 28 тысяч кубометров отходов за первые четыре месяца 2019 года. Это больше, чем вывозит весь Гурзуф с населением девять тысяч человек, хотя численность отдыхающих и персонала в лагере не превышает шести тысяч.
Как рассказал «Примечаниям» крымский общественник Александр Талипов, согласно актам выполненных работ, из МДЦ «Артек» за 4 месяца (январь-апрель) было вывезено: из контейнеров объемом 1,1 м³ - 4745,1 м³, из контейнеров объемом 8 м³ - 23100 м³, а всего 27845,1 м³ мусора. Сбор из контейнеров 1,1 м³ осуществлялся ежедневно мусоровозом, крупногабаритных отходов из контейнеров объемом 8 м³ - бортовым грузовиком с объемом кузова 20 м³. Талипов подчитал:
чтобы вывезти такое количество мусора, понадобилось бы не менее 1270 мусоровозов – или около 10 рейсов в день.
Вывозит мусор из «Артека» зарегистрированное в Севастополе ООО «Славянская гавань», принадлежащее Дмитрию Кочкину – это бизнесмен из Ростова-на-Дону, где ему также принадлежит несколько фирм, занятых сбором отходов в самом городе и окружающих райцентрах. Со «Славянской гаванью» у детского лагеря заключено контрактов на общую сумму 63 млн рублей.
Талипов сделал запрос в природоохранную прокуратуру и выяснил, что подрядчик вывозит мусор «Артека» на полигоны Севастополя, Белогорска и Феодосии.
Общественник задается вопросом: реальны ли указанные в актах объемы или цифры существуют только на бумаге? Рентабельно ли возить мусор за столько километров? И законно ли? Ведь свалка в Феодосии еще в 2015 году была заполнена на 70% и даже не имеет статус полигона.
Есть в мусорном деле еще одно несоответствие. С 1 января работать с ТКО в Ялте может только региональный оператор — ООО «Альтфатер-Крым». Так решили местные власти. Но договора с ним у «Артека» не было. Прокуратура не считала это нарушением: лагерь не является жилым помещением, поэтому имеет право заключать договоры с фирмами, не имеющими лицензию на ТКО. Однако после жалобы в природоохранную прокуратуру лагерь все же обязали заключить договор с «Альтфатером», говорит Талипов.
Ялтинский оператор подтвердил «Примечаниям», что договор с «Артеком» заключен, но лишь формально. «На территорию самого лагеря нас не запустили, — сообщил «Примечаниям» представитель «Альтфатер-Крым». — Объяснили это отсутствием оборудованных контейнерных площадок».
Компании досталось всего 11 площадок, и все они расположенным за периметром лагеря. Остальные четыре десятка точек в самом «Артеке» по-прежнему обслуживает «Славянская гавань».
Так, в апреле «Альтфатером» было вывезено всего 394 м3 ТКО, за май — 443 м3, в то время как конкуренты вывезли тысячи кубов.
В самом «Артеке» уверяют: объемы мусора в актах соответствуют действительности. Основная масса вывозимого – не твердые бытовые отходы (ТКО), а отходы производства и потребления (ОПП) и крупногабаритные отходы. Они получаются в результате обслуживания огромной территории лагеря в 218 га. Сюда входят и отходы от обрезки деревьев, и строительный мусор, образующийся после разборки старых, полуразрушенных построек.
«У нас есть разные категории мусора, — пояснил «Примечаниям» первый зам директора «Артека» Александр Косых. — То, что не может вывозить «Альтфатер», вывозят остальные подрядчики. У нас нет понятий «за пределами лагеря» - [обслуживается] вся территория МДЦ «Артек». «Альтфатер» занимается вывозом исключительно ТКО».
Акт приема работ за февраль 2018 года
«Раньше мы не задумывались над тем как называются отходы, хранящиеся в контейнерах — ТКО или ОПП, поэтому вывозили все подряд как ТКО, - продолжает Косых. - В этом году появился термин «раздельный сбор». Поэтому мы работаем над тем, чтобы установить контейнеры для разных категорий отходов».
В свою очередь в «Альтфатере» уверяют, что с начала этого года компания неоднократно предлагала разместить на территории МДЦ контейнеры под раздельный сбор – и даже закупила их специально для лагеря. Но руководство «Артека» находит причины для отказа. «При вводе раздельного сбора за счет сортировки мусора сократились бы объемы вывозимых отходов, а, следовательно, снизилась бы и оплата – примерно на 30%», - поясняют в «Альтфатере».
В ООО «Славянская гавань» «Примечаниям» подтвердили, что с территории МДЦ компания вывозит только ОПП и крупногабаритные отходы. «Действительно, большую часть составляет крупногабаритный мусор, у них постоянно ведутся ремонтные работы, — пояснила «Примечаниям» директор «Славянской гавани» Марина Анисимова. — Там [в договоре] такая формулировка: вывоз отходов производства и потребления, включая крупногабаритные, поэтому две трети [вывозимого] составляют именно крупногабаритные отходы, остальное ОПП. Почему [вывозимый мусор] не [является] ТКО должны объяснять экологи «Артека».
Какой у «Славянской гавани» автопарк, Анисимова уточнять не стала, однако отметила: иногда компания не справляется с вывозом мусора самостоятельно, приходится нанимать подрядчиков. «Это не запрещено законом, — рассуждает директор. — Ни одна фирма, вывозящая крупногабаритный мусор, самостоятельно не сможет справиться с такими объемами, поэтому у нас есть компаньоны».
Анисимова уверяет, что природоохранная прокуратура предоставила неактуальные данные: на переполненную свалку в Феодосии «Славянская гавань» отходы не вывозит. «В этом году мы точно там не работали, возможно, это [данные за] предыдущие годы», — заключила директор «Славянской гавани».
Талипов считает, что замена аббревиатур позволяет скрыть реальное количество отходов, вывозимых из «Артека» и оплачиваемых за счет бюджетных средств. «Это схема ухода от прямого учета мусора, - говорит он. - Если бы прокуратура захотела проверить реальные объемы, они бы не проверяли по актам выполненных работ, а занялась бы актами приема мусора на самих полигонах, подняла бы данные ГЛОНАСС, но этого никто не делает, видимо, нет заинтересованности».
Такого же мнения придерживается эколог из ялтинского ОНФ Дмитрий Тихонов. «По лицензии «Артек» занимается отдыхом и лечением детей, - поясняет он. – И вдруг с 2019 года лагерь больше не показывает ТКО, а меняет паспорта отходов на ОПП, что соответствует промышленности. Идет подмена паспортов, сделанная, чтобы уйти от территориальной схемы обращения с отходами, принятой Советом министров Крыма».
Желание регионального оператора попасть на территорию «Артека» понятно. Но избавит ли смена подрядчика лагерь от свалок? И сделает ли схемы вывоза мусора прозрачнее? Ведь в той же Ялте жители не первый год воюют с «Альфатером», завышающим, по их мнению, и тарифы, и нормы накопления ТКО. Куда они только не обращались – и в суды, и в Совмин, и лично к премьеру Сергею Аксенову...
Сейчас в городе ведется работа по вычислению альтернативной нормы накопления ТКО. Раз в два месяца инициативная группа, созданная при администрации Ялты, исследует и замеряет содержимое контейнеров, чтобы раз и навсегда выяснить, сколько и какого мусора выбрасывает средний ялтинец. «Альтфатер», по словам общественников, эту работу саботирует и с выводами инициативной группы считаться не хочет. Это естественно: если выяснится, что на деле нормы – в несколько раз ниже, мусорная монополия не досчитается сотен миллионов рублей.