Здравствуй, холера: за год без очистных вода в море у Севастополя ухудшилась в 20 раз

03-07-2019 15:37:46
Автор: Жанна Александровна
На пляже «Омега» высеяли холеру, «Хрустальный» закрывали из-за энтерококка: после разрушения очистных и пропажи денег на их ремонт город русской славы захлебнулся в собственных нечистотах. По данным «Примечаний», на реконструкцию скандальных КОС «Южные» ф

На прошлой неделе пользователи соцсетей и мессенджеров в Севастополе пересылали друг другу документ. Получил его и автор этого блога. Шапки нет, только число и входящий номер. В документе сказано, что 18 июня при отборе проб воды в рамках социально-гигиенического мониторинга на пляже «Омега» был выделен штамм холеры.

В территориальном отделе Роспотребнадзора по Севастополю подтвердили, что документ подлинный. Факт выделения холеры действительно имел место, однако при повторных анализах бактерии выявлены не были. Поэтому пляж «Омега» не закрывали: он безопасен для отдыха и купания, считают в ведомстве, поскольку обнаруженный штамм является условно-патогенным.

В Роспотребнадзоре также сообщили, что пляж «Хрустальный», закрытый в середине месяца из-за несоответствия воды санитарным нормам – в воде выявлен энтерококк, также уже открыт.

Однако в инфекционную больницу Севастополя продолжают ежедневно поступать люди с острыми кишечными инфекциями. Многие признаются, что накануне купались в море именно в Омеге.

Холера в морской воде – явление для Севастополя не исключительное. Подобное неоднократно происходило в 90-х - тогда пляж «Омега» даже закрывали на карантин. Причина загрязнения проста: и 20 лет назад, и сейчас в эту мелководную бухту сбрасываются неочищенные стоки ливневых вод, несущие в море всю гадость с окрестных улиц – от нефтепродуктов до биологических отходов из частных дворов, располагающихся в двух шагах от Омеги.

На Хрусталке та же ситуация: ливневки нет, в дождь вся грязь, скапливающаяся на набережной, льется прямиком в море.

Но ливневые стоки – это малое зло. Глобальное зло в том, что полумиллионный город уже год сливает в море канализацию вообще без очистки. Да, вы угадали – это потому, что после пропажи 2 млрд рублей развороченные очистные в Казачьей бросили в руинах.

Как рассказал «Примечаниям» источник, располагающий данными по реконструкции КОС «Южные», единственное оборудование, работающее сейчас на очистных в Камышовой бухте, - это цех решёток, где проводится только самая грубая механическая очистка стоков. Иными словами, там ловят крупные отходы: палки, камни, тряпки и т.п.

Зал решеток – единственное, что сохранилось на Южных очистных Севастополя

Даже песколовок на очистных нет, не говоря уже о биологической очистке. Первичные, вторичные отстойники и аэротэнки, где стоки избавляют от избыточного азота и фосфора – все это разрушено и брошено ко всем чертям.

Старые песколовки до начала реконструкции

Первичные радиальные отстойники, ныне разрушены

Вторичные отстойники, разрушены

Аэротенки, разрушены

Метантенки, предназначенные для умерщвления яиц гельминтов и прочих патогенных организмов, в Севастополе не работают. Хотя и воняют.

Метантенки, не работают

Вот так стройплощадка очистных выглядела в ноябре 2018 года после демонтажа всех конструкций. За прошедшие 8 месяцев там едва ли что-то изменилось:

Сегодня бешеный поток неочищенных стоков из сортиров Севастополя льется прямиком в море в Голубой бухте, что у 35-й батареи. Причем труба, заглубленная по советским требованиям на 2 морских мили от берега, давно проржавела и покрылась свищами.

Забавная деталь: вытекает все это в море прямо под виллами двух сиятельных соседей - губернатора Дмитрия Овсянникова и одиозного генерал-девелопера Павла Лебедева.

У последнего есть свой собственный спуск к воде, и теперь, вдыхая канализационный ветерок, остается лишь утешать себя, что другие утечки нечистот, лежащие уже на его совести – на Античном и на Фиоленте – создают проблемы кому-то еще.

Но, поминая этих двух господ незлым тихим словом при нажатии на кнопку слива, не стоит забывать: постоянное морское течение разносит городские нечистоты по всему Каламитскому заливу вдоль побережья Севастополя до самой Качи. В зоне поражения – Казачья и Камышовая бухты, бухта Омега (где свой канализационный коллапс), пляж в парке Победы и пляж возле гостиницы «Аквамарин», принадлежащей тому же Лебедеву, пляжи Солнечный, Песочный, и даже Толстяк с Учкуевкой. Подумайте об этом, размышляя, куда бы пойти купаться.

Хуже всего то, что бежать от собственного дерьма в Севастополе некуда. Потому что в Балаклаве ситуация еще сложнее. Там неочищенные стоки сбрасывают прямо в бухту, в двух шагах от городского пляжа, говорит наш собеседник.

 Ухудшение качества воды подтверждают и отчеты «Водоканала». За 2017 год в местах сброса очищенных (частично очищенных) сточных вод было взято 380 общих проб и 216 – по микробиологии. Из них неудовлетворительными оказались: по взвешенным веществам, БПК5, аммоний-ионам – 65 проб, фосфатам, нефтепродуктам и микробиологии – 6. 

Таким образом, 2,7% микробиологических проб превысили норму в 2017 году.

В следующем годовом отчете за 2018 год ситуация кардинально изменилась. Из 432 проб, проведенных по всем показателям, неудовлетворительными признаны 72, а по микробиологии – 178, или 41%.

Качество воды ухудшилось в 20 раз.

Стоит заметить, что это общие показатели для всех очистных в Севастополе, не только Южных и Балаклавских. Анализы проводятся в месте сброса стоков. Учитывая, что часть сбрасываемого просачивается через многочисленные дыры в трубах еще у берега, а в отчетах нет абсолютных показателей - лишь число не соответствующих норме проб, сложно представить, каков масштаб загрязнений на самом деле.

В отчетах отсутствуют данные по объемам сточных вод, принятый от потребителей и других организаций, работающих в сфере водоснабжения и водоотведения. Не указан и общий объем сточных вод, пропущенных через очистные. Хотя эти показатели, согласно постановлению правительства РФ №6 от 17.01.13 «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения», являют обязательными.

Есть и еще одна любопытная деталь. Еще в 2017 году «Водоканал» указывал, что город не располагает резервами по подключению к центральной системе водоотведения на южной стороне города и в Балаклаве.

Однако в 2018 году «Водоканал» принял 213 заявок на подключение к системе водоотведения и удовлетворил 80 из них. Случаев отказа, согласно отчету, не было. Возможно, все полученные заявки относились к маломощным поселковым очистным. Хотя это вряд ли - мы же знаем, сколько в нашем городе строится многоэтажек. Куда они все сливают свою чертову канализацию?

На 2019 год - резервных мощностей тоже нет.

В Севастополе нет очистных, они разрушены, а значит, нет и эксплуатационных расходов на их обслуживание. За год «Водоканал», должно быть, неплохо сэкономил на закупке реагентов, на вывозе и утилизации отходов, образующихся в результате работы очистных.

Но – внимание - все это время «Водоканал» продолжает брать с севастопольцев плату за водоотведение. В тариф входит транспортировка сточных вод и их очистка – по сути, неоказанные услуги.

«Примечаниям» известны случаи, когда люди, знающие об отсутствии очистки, требовали перерасчета платы за водоотведение. Но «Водоканал» их запросы игнорировал, делая вид, что ничего не происходит.

Где наши деньги, чувак?

Для тех, кто забыл, с чего начинался весь этот ароматный треш, напоминаем. Реконструкция КОС «Южные» в Севастополе началась в 2018 году, после того как научно-производственное предприятие «Биотехпрогресс» из города Кириши Ленинградской области выиграло тендер на 6,852 млрд рублей в качестве единственного заявителя.

После заключения контракта правительство Севастополя перечислило подрядчику аванс в 2 с лишним миллиарда рублей на счет в питерском «ОФК-банке». 16 апреля у финансового учреждения отозвали лицензию и счета «Биотехпрогресса» оказались заморожены. В августе 2018 года банк был объявлен банкротом.

Подрядчик, оставшись без денег, попытался получить кредит в 500 млн рублей в банке РНКБ. Но всю сумму банкиры не одобрили, и вскоре рабочие покинули строительные площадки, оставив севастопольские очистные в разрушенном состоянии. В августе 2018 года правительство Севастополя решило расторгнуть контракт с «Биотехпрогрессом». 

Подрядчик сейчас судится с правительством, пытаясь отстоять свое право продолжить строительство. Однако у губернатора уже заявили, что в начале июля проведут новые торги по КОСам, само строительство возобновится в конце 2019 года.

Весной 2019 года вопрос, откуда взять 2 млрд рублей на продолжение реконструкции очистных в Севастополе взамен аванса, пропавшего в лопнувшем банке, обсуждали на уровне правительство РФ. Пресс-служба дирекции по управлению ФЦП в Крыму и Севастополе утверждает, что проблема не решена до сих пор: механизм финансирования прорабатывается.

Однако наш источник уверяет: федералы уже выделили деньги, причем, даже больше, чем пропало – 2,7 млрд рублей. В итоге, с учетом пропавших 2 млрд, государство потратит на очистные в Севастополе 9,5 млрд рублей.

Адекватны ли эти суммы?

Еще в конце двухтысячных в России установилась цена на строительство КОСов – тысяча евро за кубический метр стоков, говорят участники рынка. Мощность КОС «Южные» в Севастополе – 125 000 кубов в сутки. Умножаем и получаем 8,75 млрд рублей. Получается, изначальная смета в 6,8 млрд была занижена на 22%? А ведь в нее еще входит реконструкция Балаклавских очистных на 10 тыс кубов.

«Демпинг тоже никто не отменял, - говорят специалисты. – Цена установилась еще 10 лет назад и с тех пор только снижается. На больших проектах, вроде севастопольского, можно снизить цену за куб за счет объемов (чем меньше очистные, тем они дороже). Но у нас установилась порочная практика экономии на комплектующих. Все соревнуются, кто построит дешевле, используя ненадежные материалы, а потом эти примеры некачественных работ становятся образцом для расчета стоимости объектов. Подрядчики выигрывают торги, а построить толком ничего не могут. Но берутся, ведь гарантия на такого рода объекты – всего 5 лет».


Показать полную версию новости на сайте