Почему исчезают дворики, лестницы и улицы Севастополя

06-07-2019 10:18:23
Автор: Татьяна Никитина
На улицах Севастополя активизировались работы по ремонту и реставрации улиц, лестниц, подпорных стен, фасадов зданий. Однако благое, на первый взгляд, начинание грозит уничтожением аутентичного облика города-героя. В чем же многочисленные ошибки охраны об
Севастополь – единое архитектурное полотно

Специалисты в области архитектуры и истории бьют тревогу: стремление тех, кто сегодня у власти в Севастополе, отремонтировать всё вокруг выражается в таких методах, которые грозят уничтожением историческому облику города-героя, созданного мастерами советского зодчества.

«Все они стремились создавать целостную городскую ткань с благоустроенными дворами, подпорными стенками и лестницами, системой внутриквартальных пешеходных связей, во всех случаях, – ориентируясь на ансамблевую застройку. Они ценили своеобразие ландшафта, для которого непригодны типовые решения даже массовых зданий», - рассказывают об архитекторах послевоенного времени московские специалисты Елена Овсянникова и Николай Васильев.

Масса документов, подтверждающих именно такой подход к строительству, хранится в севастопольском архиве. К примеру, едиными проектами целых кварталов задумывалась вся застройка центра города, площадь Лазарева и площадь Коммуны (ныне площадь Ушакова).

«Вот эта ансамблевость – она очень важна, но она, к сожалению, не отмечена в учетных документах Севнаследия. Это, конечно, можно исправить, и несомненно это будет сделано – я готова принимать тоже в этом участие, как и многие другие специалисты», — говорит кандидат архитектуры, профессор кафедры истории советской и современной зарубежной архитектуры Московского архитектурного института Елена Овсянникова.

Без защиты перед «улучшением»

Столь неправильный подход к защите памятников архитектуры Елена Овсянников объясняет сложившимся штучным учетом подобных объектов. По ее словам, индивидуальный учет зданий был и при Украине, продолжается он и после возвращения полуострова в Россию.

«И вот эта штучность привела к тому, что… вот скажем, дом напротив, который мы видим, с пропилеями, где два корпуса соединены пропилеями, где можно пройти во двор, где единые ворота – собственно говоря, это самая нарядная часть этих двух корпусов – они рассматриваются по отдельности [в учетных документах], как два разных объекта. А вот сами эти колонны и пропилеи, они вообще пропадают [не числятся как наследие]», — объясняет архитектор. 

Такая ситуация повсюду. Тут же, на площади Лазарева, дома по спуску Шестакова и дома №1 и №3 по Большой Морской построены единым архитектурным ансамблем с примыкающими к нему скверами. Но дома занесены в реестр объектов культурного наследия, а дворики – нет. 

«Вот за мной находится скверик с шарами. И справа от меня тоже завершение квартала. Оно сделано в виде квартальчиков таких, сквериков – с балюстрадами, с подпорными стенками, шарами и прочими малыми формами. И вот это всё выпало из внимания тех, кто делал учетную документацию! Поэтому по закону, по идее, с этим можно делать все, что угодно. Это очень жалко», — констатирует Елена Овсянникова.

Не защищенные охранным статусом архитектурные объекты – балясины, перила, лестницы, клумбы и фонтанчики во дворах – все это оказывается под серьезной угрозой утраты. 

Все, что не учтено авторами паспортов, может быть уничтожено недобросовестными застройщиками. К таким элементам архитектуры «можно» делать пристройки, их «можно» заменять на новодел, на них можно лепить ларьки, их «можно» заливать бетоном. 

В итоге просто и незаметно уничтожается исторический облик Севастополя. Примером тому может служить лестница, которая являлась частью улицы Сергеева-Ценского на городском холме, но была уничтожена строителями торгового центра «Диалог». 

К сожалению, примерами становятся лестницы и подпорные стены центрального городского холма и Северной стороны Севастополя, которые сейчас заливают бетоном и закладывают плиткой. 

Миллионы за халтуру?

К ремонту и составлению паспортов объектов культурного наследия в Севастополе привлекают неподготовленные компании. По общему мнению архитекторов и историков, с историческим наследием нельзя работать по ФЗ-44.

 По словам Елены Овсянниковой, в учетных документах Севнаследия допущены многочисленные ошибки авторства севастопольских зданий. Факт ошибок (или отсутствия скрупулезности в работе ответственных людей) подтверждают и в Севастопольском архиве. 

«В литературе описательной закралось много ошибок и неточностей. Очень часто тиражируются фамилии архитекторов, которые к этим проектам не имели никакого отношения. Или работали на этом проекте на начальном этапе, а в жизнь его выводил совершенно другой коллектив», — рассказывает главный архивист отдела информации и использования документов ГКУ «Архив города Севастополя» Марина Соловьева.

Почему дома – памятники архитектуры – не получают должного охранного контура, большой вопрос из этой же категории.

Паспортизацию этих объектов выполняла фирма «Гуар», которая получает в Севастополе много госзаказов. В частности, за паспортизацию в течение трех лет компании выплачено почти 67 миллионов рублей из городского бюджета.

В техзадании условие установления территории памятника подрядчиком прописано достаточно четко. Однако представитель компании, директор по проектированию Дмитрий Семёнов считает, что в заданных условиях увеличивать территории исторических зданий, включая в них лестницы, подпорные стены или архитектурные формы, расположенные во дворах и примыкающие к зданиям, было невозможно.

По его словам, паспортизация – лишь составление учетных дел на основе тех данных, по которым объекты наследия были внесены в реестр ранее. С домами центральной части Севастополя это, например, случилось в 1980-х годах, сообщил Дмитрий Семёнов. И тогда они все были занесены в списки как отдельно построенные здания. Для охраны же других элементов городской среды существует масса механизмов, уверен представитель «Гуара».

С такой точкой зрения не согласна Елена Овсянникова. По ее словам, паспортизация выполнена некачественно.

«Для увеличения объема паспорта и наукообразия во всех учетных документах Севнаследия без исключения приводятся одинаковые исторические данные о городе вообще, одинаковые ссылки на довоенные городские планы, одинаковые списки литературы, не имеющие прямого отношения к теме. Памятники архитектуры, объекты культурного наследия заносятся в документы учета без какой-либо территории – здания просто обведены по контурам стен», - обнародовала московский архитектор свои впечатления от увиденного.

И это, по мнению специалистов, в дальнейшем способно убить уникальный единый архитектурный облик исторической части Севастополя. Если здания еще будут сохраняться в рамках закона, всё остальное – все малые архитектурные элементы дворов и улиц Севастополя – всё то, что делает город таким уютным, светлым и душевным, может исчезнуть.

«Город, действительно, смотрится очень цельно. Вот эта вот редкость его в том, что, с одной стороны, здесь сложный рельеф, здесь, казалось бы, можно было строить и по кускам… Но здесь всё сделано так, что смотрится вместе», — объясняет Елена Овсянникова.

Дело спасения уникальности Севастополя – в руках его граждан

В Севнаследии о проблеме ни сном, ни духом. Чиновники подразделения, специально созданного для работы с объектами, нуждающимися в охране, считают, что всё хорошо. «Работы по включению объектов культурного наследия в реестр продолжаются», докладывают они. 

Однако возникает подозрение, что качество этой работы их не особенно и колышет. Ошибки паспортизации, которые почему-то устроили заказчика, включают даже такие, как отсутствие дат строительства зданий и правильных фамилий авторов проектов! Но главной проблемой, все-таки, остается упущение ансамблевости севастопольской застройки.

«Невозможно признать корректным документ «Границы территории памятника» с контурами, повторяющими абрис стен Матросского клуба, хотя его террасированное окружение с балюстрадами было изначально заложено в проект Гегелло. Ни в «территорию памятника» – Матросского клуба, ни в «территорию памятника» Городской библиотеки не вошли подпорные стенки с балюстрадами и лестница, без которой невозможно спуститься с площади на Красный спуск и к железнодорожному вокзалу, откуда открывается уникальная панорама с этими двумя зданиями и послевоенными жилыми домами. Хотя они представлены на архивных чертежах», - объясняет суть проблемы Елена Овсянникова.

Она считает, что спасение подобных ансамблей нужно брать в свои руки. Заявку на включение этих зданий в категорию единого архитектурного ансамбля, из которого невозможно вырезать отдельные куски, Елена Борисовна будет составлять совместно с коллегами.

В Севнаследии одобряют такой подход к выявлению памятников культуры и истории. Оказывается, на собственные силы по работе в этом направлении структура особо не рассчитывает. Такой вывод можно сделать из официального ответа Севнаследия на запрос редакции телеканала НТС. 

Любые объекты, которые обладают признаками исторической или культурной ценности, могут быть включены в реестр с наделением соответствующим статусом, если пакет документов по ним будет предоставлен активистами, по сути – волонтерами.

И недостаточно просто позвонить или написать в Управление по охране объектов культурного наследия, чтобы сообщить об интересном городском объекте, который гипотетически нужно сохранить. Севнаследие обратит внимание на вашу рекомендацию, только если вы проведете, без преувеличения, научную работу, чтобы обосновать свое предложение.

Пакет документов, который нужно приволочь в Севнаследие по каждому такому объекту, должен включать в себя:

а) фотографии объекта;

б) документы об историко-культурной ценности объекта (собранные на основе архивных и библиографических изысканий);

в) а также анализ этих документов и иных сведений «с точки зрения истории, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии, антропологии и социальной культуры»!

Сколько страниц должно содержать это мультинаучное исследование, не упоминается. Однако в Севнаследии сообщают, что, со своей стороны, направили письма в ряд севастопольских общественных организаций – с целью побудить оные на работу по выявлению объектов, нуждающихся в статусе объектов культурного наследия.

Заметим, граждане или организации, желающие защитить наследие Севастополя от уничтожения, должны выполнять все упомянутые выше работы на добровольных началах и на бесплатной основе.

Пора звонить в колокола

Важными архитектурными элементами послевоенного Севастополя стали и лестницы, и подпорные стены, и дворы. Поэтому понятно нарастающее возмущение архитекторов и самих севастопольцев, когда они видят, как сегодня эти элементы «восстанавливают».

Ремонтируют лестницы, покрывая их сантехнической плиткой, заливают бетоном аутентичные подпорные стенки, сложенные из природного камня, варварски красят фасады старых домов и другие элементы уличной архитектуры, которые под этими химикатами только быстрее разрушаются. 

«Очень жалко это потерять. Естественно, еще хуже, когда камень штукатурят – так сделано в другой части Большой Морской, в конце, где последние номера [домов]. Там оштукатурено кусками, большие поверхности фасадов. Это похоже уже на имитацию. И вот эта подлинность белого камня – это то, что, безусловно, требуется сохранить», — считает профессор Елена Овсянникова.

Статья профессора Московского архитектурного института Елены Овсянниковой и доцента Московского государственного строительного университета, кандидата искусствоведения Николая Васильева о сложившейся в Севастополе катастрофической ситуации опубликована в сборнике «Актуальные вопросы охраны и использования культурного наследия Крыма». Он вышел по материалам VI Всероссийской научно-практической конференции, состоявшейся 30 и 31 мая 2019 года в Евпатория. И эту научную работу уже нельзя игнорировать чиновникам, ответственным за сохранение культурного наследия города-героя.

Даже статус исторического поселения, к сожалению, не позволяет в полной мере обеспечить сохранность исторического облика Севастополя. Остается надеяться, что совместные усилия общественности и специалистов архитектуры подвигнут городские власти к ответственной работе с наследием города-героя, и Севастополь не утратит свое неповторимое лицо.


Показать полную версию новости на сайте