Абсолютно пустая парковка на площади Лазарева будто предупреждает: будет хорошо, можно расслабиться. Мокрые вымытые улицы радуются тебе. Одинокие прохожие, кажется, живут в своем мире, в который и тебе не хочется попасть, и тебя там не ждут. Ты просто включаешь музыку в наушниках, ставишь ноги на асфальт, идешь и впитываешь в себя утренний воскресный Севастополь.
Площадь Лазарева свежа и хороша утром
Первым делом — кофе и круассан. К счастью, эта забава больших городов теперь доступна и в нашем, пусть федеральном по статусу, но провинциальном по духу Севастополе. С 8 утра открыты несколько заведений, в которых можно купить очень даже сносный кофе или, в крайнем случае, чай. Все они — около площади Лазарева. В некоторых можно разжиться и утренним круассаном. Сладким, с шоколадом, чтобы прибавить эндорфинов. Или питательным с овощами и рыбой, чтобы потом, на лавочке, жмуриться от удовольствия как пушистый кот на солнце.
С бумажным стаканчиком в одной руке и круассаном в другой нужно выполнить второй пункт программы прогулки — найти лавочку. Их в городе множество: в тени и на солнце, у театра и кафе, с видом на россыпь примул или ласкающее набережную море. Но среди всех этих лавочке где-то одна. Твоя. На которую садишься и понимаешь — счастье есть.
Дальше спокойно, без соцсетей и новостей, кусаешь круассан. Делаешь глоток кофе. Улыбаешься. Думаешь о том, что счастье — это просто. Повторяешь последовательность снова. И снова. Чувствуешь, как счастье заполняет тебя, а ты излучаешь его в город. В твой любимый Севастополь.
Украшение прогулки — рыбаки. Их в центре города в воскресенье много. Они как раз и подчеркивают, что город-то федеральный, даже пафосный местами, но душа другая у него. Настоящая, морская, простая как полоски на тельняшке.
Дядя Юра рассказывает, что в Севастополе он с 1957 года. Рыбаков за это время меньше не стало. Наоборот, молодых много. Тянет их сюда что-то. Приходят рано, около семи утра. Закидывают удочки и ждут. Рыбы в море много, только мелкая она.
«Чуларка — это маленький мизгирь, мизгирь — это разновидность кефали, - говорит на мудреном рыбачьем языке дядя Юра. - Я тут выловил как-то кефаль килограмма на два, вот такую (показывают руками), хотя может то зубан был. В прошлый раз как захватил! Думал, удочку оторвет. Зубан - это морской карась такой».
Чуть дальше рыбачит Анатолий. Пожилой мужчина с печальными глазами закидывает удочку к самой набережной. На крючок цепляет черноморскую креветку — на Центральном рынке 50 рублей стаканчик стоит. Говорит, что на день хватает. Сам он из Одессы, приехал в Севастополь в 2000 году. Жена его на Украине. После 2014 года осталась там, сюда отказывается ехать категорически. Поэтому Анатолий вздыхает и говорит, что рыба-то есть, а вот жарить ее некому.
Анатолий поймал «собачку». Говорит, это плохая рыба, ее даже коты и собаки не едят
«Сейчас хорошего бычка поймал, - рассказывает рыбак из Одессы. - На креветку хорошо и бычок, и ерш клюют, но ерш колючий сильно. Каждый день ловлю. Пару дней назад краба поймал. Такого как шапка! Сварил и съел!»
Счастливый покой рыбаков нарушает наглый гудок катера. Около девяти утра в умиротворяющий рай у моря врывается современная действительность. Бойкий капитан небольшого судна сначала гудком распугивает всю рыбу, а потом продолжает распугивать уже людей, включив жуткую попсу на полную громкость. Магия Севастополя разрушается. Приходится менять лавочку.
Наглый катер напоминает о том, что Севастополь – это, прежде всего, охота на туриста, а не рыбалка
Покой и тишину можно найти у Памятника затопленным кораблям. Лавочки манят своей пустотой. Вдали виднеются пенсионеры, которые традиционно пришли искупаться утром у памятника. Голуби, кажется, и не улетали от солнечных часов, поджидая тех, у кого есть лишний кусок хлеба. Можно закинуть ноги на парапет, смотреть на море и думать. Обо всем, на что нет времени в суете будней. Обо всем, о чем страшно подумать ночью. Море поможет распутать клубок мыслей и уйти отсюда счастливым.
У солнечных часов пока еще не многолюдно. Вместо бегающих детей – солидные голуби
К девяти утра людей становится ощутимо больше. Одиноких и не очень пенсионеров разбавляют группы отдыхающих. Они суетливо проносятся мимо лавочек и фонтанов. Появляются призывы поехать на экскурсию и получить «скидочку 100 рублей как родной». Открываются павильоны с сувенирами и начинает работать ярмарка у Дворца детства и юности. Пора уходить. Спокойной. Счастливой. Довольной. Спасибо, Севастополь, за то, что у тебя есть воскресные утра. Спасибо за рыбаков, примулы и фонтаны. В такие моменты остро чувствуешь, почему в тебя влюбляются с первого взгляда. Раз и навсегда.