Помните, с какой помпой 4 года назад первый российский губернатор Севастополя Сергей Меняйло открывал в Севастополе первые спортивные площадки во дворах многоэтажных домов? Толпы детей, пламенные речи, красная ленточка. Потом такие же площадки появились в десятках дворов. Стандартный набор: поле для спортивных игр, турники и тренажеры для воркаута. Так в городе реализуется федеральная установка, не раз озвученная первыми лицами государства: спортплощадку – в каждый двор.
Такая прыть местных чиновников в благоустройстве дворов вызывает подозрения. Ведь даже если успешно пилить бюджеты на турники, площадки все равно доставляют больше хлопот, чем прибыли. Тендеры, разборки с подрядчиками – сплошная головная боль. Да и много ли откусишь, если средняя цена – полтора-два миллиона рублей? Поэтому на первый взгляд кажется странным, что их так плотно расставляют.
Но странность получает объяснение, если осознавать, что каждая такая площадка будет постоянным источником ренты для административно-коммерческой коммунальной гидры. Ведь то, что преподносится жителям как подарок - от губернатора, правительства, администрации района, Москвы, да кого угодно - мы сами же и оплачиваем. Расходы на эксплуатацию спортплощадок и их амортизацию заложены в тариф управляющих компаний. Сумма точно не известна, она спрятана в графе «обслуживание общего имущества».
Что со всем этим не так?
Во-первых, с учетом всех нормативов и требований, придомовая территория многоквартирных домов составляет в среднем по России 8 – 10 метров от стены дома. В большинстве случаев севастопольские спортплощадки и детские площадки расположены дальше. Значит, это уже муниципальный объект, а не общее имущество граждан дома (какого из окружающих?) и жильцы не обязаны платить за его содержание.
Во-вторых, сейчас в Севастополе у большинства домов придомовая территория не определена, и вводить общий для всех норматив власти не спешат. Эта неопределенность выгодна управляющим компаниям: они чертят границы там, где им выгодно, навешивая на жильцов самые разные объекты. Отступает коммунальная гидра неохотно и только там, где жители объединяются в борьбе за свои интересы.
В-третьих, площадки должны поддерживаться в рабочем состоянии. Однако разваливающиеся буквально через полгода-год интенсивной эксплуатации футбольные поля никто не спешит чинить. Благодаря тому, что рента на спорт не указана в платежках отдельной графой, на все запросы жильцов можно годами отвечать «денег нет», собирая при этом миллионы бесконтрольных рублей.
Та же ситуация с капремонтами и строительством дорог, которые так любят записывать себе в актив провинциальные чиновники. За первое платят сами жители многоквартирных домов, причем немалые суммы. За второе расплачиваются водители. По крайней мере, идеологи повышения транспортного налога и акцизов на топливо каждый раз уверяют: владельцы авто обязаны раскошеливаться ради общего блага.
Не все, кто платит коммуналку, доживут до капремонта. Не все, кто ездит на автомобиле и платит налоги и акциз, имеют доступ к современным и безопасным дорогам. Скорее наоборот, тех, кто это все получает, принято считать счастливчиками. Так и с площадками: приятно летней ночью смотреть с балкона на освещенное фонарями на солнечных батареях футбольное поле. Но сколько из живущих в окрестных домах реально пользуются спортинвентарем?
Чиновники споро делают только то, на чём могут заработать. Всё остальное они либо саботируют, либо вовсе редуцируют. Это норма, которая не наказуема. В лице государства мы имеем дело с коммерческой структурой. И это - не фигура речи или метафора, это реальность. Принимая очередной подарок из рук улыбающегося чиновника, всегда задавайте себе вопрос: сколько и главное кому вам придется за это заплатить?