Крымское лето отзвенит без новой «Кометы»

30-07-2019 16:06:28
Автор: Жанна Александровна
Прошел ровно год, как премьер Дмитрий Медведев запустил первую «Комету» по маршруту Севастополь-Ялта. Тогда обещали, что этим летом спустят на воду все три судна стоимостью 1,24 млрд рублей. Но уже весной заговорили только об одном новом экземпляре. В ито

Возрождение скоростного морского сообщения между портами Крыма и Кавказа, популярного у туристов в советские времена, откладывается в долгий ящик.

История этого возрождения началась шесть лет назад, в 2013 году. Тогда на рыбинском судостроительном заводе «Вымпел» заложили судно на подводных крыльях – «Комета 120М», построенное по советскому проекту 60-х годов с немецким двигателем MTU. Через четыре года во время встречи Владимира Путина с ярославскими промышленниками и предпринимателями, ему предложили идею запустить водное сообщение между Ялтой и Сочи. Президент поручил правительству проработать вопрос. В июне 2017 года экс-министр транспорта РФ Максим Соколов оценил строительство одной «Кометы» в шесть миллионов долларов. Среди потенциальных покупателей Соколов называл Грецию, которая активно покупала у СССР суда на подводных крыльях для сообщения между своими многочисленными островами.

В октябре 2017 года первую «Комету 120М» торжественно спустили на воду, после чего судно отправилось на достройку в Севастополь.

Ярославцы следили за ее передвижением: вот это фото, например, было сделано, когда судно добралось до Нижнего Новгорода.

Через месяц стало известно, что госконцерн «Калашников» получил от государства льготный лизинг на 1,24 млрд рублей для производства трех «Комет», чтобы связать Краснодарский край с Крымом. Но директор департамента судостроения и морской техники Минпромторга Борис Кабаков уточнил, что в рамках поручения президента по возобновлению азово-черноморских скоростных пассажирских линий опытная «Комета» начнет ходить по маршруту Ялта—Севастополь.

В свой первый рейс то самое судно отправилось только 30 июля 2018 года. Почетными пассажирами стали Дмитрий Медведев, глава Республики Крым Сергей Аксенов и экс-губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников. На презентации было заявлено: следующим летом на Крымский полуостров поставят еще две «Кометы».

С тех пор прошел год, однако новые суда на подводных крыльях в Крыму так и не появились. Что же произошло?

Если коротко – площадка завода «Вымпел» для достройки «Комет», ради которой экс-губернатор Дмитрий Овсянников отобрал причалы и цеха в Камышовой бухте у СРЗ «Южный Севастополь», так и не заработала.

Напомним, дорожную карту по созданию Южной сдаточной базы судостроительного завода правительство Севастополя и «Вымпел» подписали в марте 2018 года.Тогда гендиректор АО «ССЗ «Вымпел» Олег Белков отметил, что площадка в Севастополе позволит произвести глубокую модернизацию основных фондов и гарантированно создаст минимум 100 новых рабочих мест. В июле прошлого года город передал «Вымпелу» в аренду на 49 лет производственные площадки Севморпорта в Камышах. 

Планировалось, что именно здесь, на сдаточной базе в Севастополе, будут достраиваться «Кометы». Однако месяц назад министр промышленной политики республики Крым Андрей Васюта сообщил, что в этом году два судна, построенных в Рыбинске, будут готовить к запуску в Феодосии.

«Мы разделили [производство] с заводом «Вымпел». Часть серии будет выпускаться на заводе "Море" в Феодосии, часть - на заводе "Вымпел". С текущего года начинается достройка «Комет», она будет вестись на Крымском полуострове. Строительство как минимум двух «Комет» со следующего года будет вестись здесь, на «Море»», - сказал Васюта.

Впрочем, и в Феодосии их пока тоже не достроили.

О том, что между Севастополем и Ялтой с началом туристической навигации будут курсировать две «Кометы», в мае, после очередного совещания с представителями «Вымпела» заявила вице-губернатор Мария Литовко, курирующая экономический блок в правительстве города.

Тогда же депутат Крымского парламента Рэм Киселев сообщил крымским СМИ, что движение «Комет» по маршруту «Ялта-Феодосия» будет запущено в июле.

Однако представители «Вымпела» эту информацию публично не подтверждали. На сайте «Ростеха» можно найти лишь информацию о востребованности морских перевозок — по данным госкорпорации, в августе прошлого года «Комета» перевезла почти 13 тыс человек, загруженность рейсов составила около 99 процентов.

В этом году сообщение было открыто 1 июня, и за первый месяц пока единственная «Комета» перевезла более 9,3 тысячи пассажиров. Средняя загрузка рейсов в июне составила 72%, 8 из 120 рейсов были отменены по погодным условиям.

Так почему же строительство новых СПК застопорилось? 

Возможно, причина в санкциях. Дело в том, что на первой Комете установлены два двигателя немецкой компании MTU. В конце 2014 года СМИ сообщили, что компания прекратила поставки двигателей в Россию. Но почему MTU не заменили двигателями китайского или российского производства?

На первых теплоходах «Комета» использовались двигатели отечественного производства М-400 питерского завода «Звезда». Предприятие и сейчас производит двигатели серии М -417 для модернизации старых СПК. Но и через три года после введения санкций на вопросы о том, могут ли двигатели «Звезды» конкурировать с продукцией немецких и китайских компаний, экс-владелец завода Павел Плавник, отвечал уклончиво и больше говорил о необходимости господдержки для развития отрасли. 

Год назад в ПАО «Звезда» сменился основной собственник, предприятие перешло под контроль миллиардера Дмитрия Пумпянского. Бывший многолетний владелец «Звезды» Павел Плавник объяснил это тем, что завод не выдержал заданного темпа прироста госзаказов.

«Не хватало современных мощностей и людей, стабильности работы оборудования. Не хватало отлаженности межзаводской кооперации. В результате это сказалось на сроках строительства кораблей ВМФ и завод оказался под жесткой критикой со стороны заказчиков. Было принято решение, что «Звезду» надо укрепить сильным акционером с большими ресурсами. Что и произошло» - рассказывал Плавник в интервью РБК.  «Ростех» возможные проблемы с поставкой двигателей не афиширует, предпочитая рапортовать об успехах первой и пока единственной «Кометы». Однако на сайте корпорации «Примечания» нашли подтверждение, что в Рыбинске все же пытаются строить новые СПК.

В июне этого года ССЗ «Вымпел» посетил глава Росгвардии Виктор Золотов, который принял участие в церемонии спуска на воду катера спецназначения «Грачонок». На фотографиях, сделанных в ходе визита и размещенных на сайте «Ростеха», хорошо виден корпус новой «Кометы». По состоянию на 19 июня она стояла в легких лесах, явно без силовой установки, винтов и без полного остекления.

После обнаружения этих фото «Примечания» связались с директором ООО «Морские скоростные пассажирские перевозки» Алексеем Сорокиным. Однако в компании, созданной «Вымпелом» специально для обслуживания СПК, курсирующих в акватории Черного моря, на вопросы о сроках сдачи остальных «Комет» отвечать не стали и посоветовали адресовать их представителям концерна «Калашников». На момент выхода материала получить комментарий не удалось.

Ответа на вопрос, когда в море выйдут новые «Кометы», и выйдут ли вообще, нет. В Евпатории, Анапе, Феодосии, Новороссийске и Сочи ждали, что он прозвучит во время визита Дмитрия Медведева в Севастополь, где премьер проводил совещание по реализации национальных проектов. Но тему «Комет» на этот раз деликатно обошли вниманием. Единственное судно нового поколения на маршруте Севастополь-Ялта остается эксклюзивным туристическим аттракционом, доступным только в двух городах черноморского побережья.


Показать полную версию новости на сайте