Куда ушли миллионы Исторического бульвара

04-08-2019 13:03:18
Автор: Жанна Александровна
Исторический бульвар в Севастополе, как и парк Победы, превращается в неприлично дорогой и низкокачественный долгострой. И это - несмотря на то, что заказчиком начавшейся осенью 2018 года реконструкции за 436 млн рублей выступает не местное правительство,

О том, что работы на Историческом застопорились, «Примечания» писали еще в июне. Прошло два месяца, на стройплощадках было так же мертвенно тихо. Но на днях город облетел слух: бульвар посетила полиция, строительные вагончики опечатаны вместе с техникой и документацией, рабочих перестали пускать на объект. Однако оперативно выяснить, что именно происходит на Историческом, «Примечаниям» не удалось: представители генподрядчика ООО «Меандр» на звонки не отвечали.

Ситуацию не прояснил и министр культуры РФ Владимир Мединский. 31 июля, во время визита в Севастополь, он лишь подтвердил, что сроки реконструкции затягиваются, и сдать объект в ноябре 2020 года не получится. Между генподрядчиком и непосредственно выполняющим работы субподрядчиком существует конфликт: «Меандр» якобы не платит за работы. Но Минкульт в ситуацию вмешиваться не намерен, подчеркнул министр.

Технический заказчик объекта и балансодержатель музея, директор Музея героической обороны и освобождения Севастополя Николай Мусиенко также заявил, что в «юридические тонкости» взаимоотношений подрядчиков не вникал. Он не смог назвать имя нового, «то ли вчера, то ли сегодня» зашедшего на объект субподрядчика «Меандра». Но зато вспомнил старого – того, что вел работы до мая 2018 года – ООО СК «Ирбис».

Мы связались с «Ирбисом» и оказалось, им есть что рассказать.

«Дали 30 миллионов – и больше ни копейки»

В Крыму «Ирбис» работает уже 2 года, и довольно успешно. «Мы сделали районную больницу в Саках, подпорные стены в Севастополе, работали в Керчи – везде все хорошо, - начинает директор по развитию ООО СК «Ирбис» в Крыму Анна Михайлова. - Единственная проблема – это Исторический бульвар».

Контракт субподряда с «Меандром» был заключен в ноябре 2018 года. По условиям, «Ирбис» должен был сделать все, кроме малых архитектурных форм и археологических работ - коммуникации, дороги, ливневую канализацию, плитку, новые здания касс, хранилища и третьей экспозиции музея. Реконструкцию планировали завершить в марте 2020 года.

К весне 2019 субподрядчик успел закупить и завезти на объект 100% необходимых материалов; на 95% - отлить монолитные здания, смонтировать системы полива, освещения, проложить силовые кабеля. По словам Михайловой, сейчас общее исполнение контракта составляет 70%, что может подтвердить постоянно присутствующий на объекте технадзор. «Если бы нас не остановили, мы бы уже сегодня делали кровлю зданий и отделку. Были бы готовы к завозу чернозема и посеву травы», - поясняет она.

Причина остановки – нехватка денег. Общая сумма контракта «Меандра» с «Ирбисом» - 307 млн рублей, в декабре субподрядчику был выдан аванс 30 млн. Его не хватило даже на материалы, рассказал «Примечаниям» директор компании-поставщика «Торговый дом «Таврида» Андрей Григорьев. Однако больше ни копейки «Ирбис» от «Меандра» не получил, пришлось все расходы погашать за счет собственных резервов.

«Сэкономили государству 100 млн рублей»

Михайлова и Григорьев утверждают, что работа с «Меандром» сразу не задалась. Порубочный билет, без которого часть работ провести невозможно, удалось получить у «Меандра» лишь весной, вспоминает Андрей Григорьев. Рабочей документации к проекту нет до сих пор, сетует Михайлова. «Как можно работать, если у тебя нигде не прописано, что на какую высотку должно быть поднято или углублено?» - разводит руками она.

Предоставленным генподрядчиком проект изначально был убыточным, а смета – некачественной, говорят люди «Ирбиса». «По проекту грунт идет 2-3 категорий сложности, - привел пример Григорьев, - а на Историческом бульваре он доходит до 6-й, до скального грунта, и, соответственно, техника работает дольше. К тому же, в парке оказалось множество коммуникаций, которых не было в плане».

Военный инженер Тотлебен предпочитает не смотреть в эту сторону

Археологический раскоп. С зону ответственности субподрядчика не входит, но с ним тоже что-то надо делать

Михайлова указывает, что в смете не заложена утилизация мусора (хотя фактически на это ушло 36 млн рублей) и перекладка дорог: проект предусматривает снятие и вывоз старого асфальта и подушки под ним, и укладку дорожек с нуля. Это значит, нужно вывезти куда-то еще 40-50 тысяч тонн старого покрытия, списать их, а потом привезти еще столько же новых материалов – огромные затраты времени и денег.

Чтобы избежать убытков, субподрядчик решил использовать передовую технологию - холодный ресайклинг. Как пояснил «Примечаниям» замгендиректора «Ирбиса» Владислав Коновалов, ее применяют даже на федеральной трассе М-4 «Дон», для парковых дорожек она подходит идеально. Специальный комбайн вгрызается в дорогу, вспарывает ее до глубины 50 см, измельчает и перемешивает обломки, добавляя цемент и специальные добавки - и тут же укладывает полотно снова. Не нужно снимать слой асфальта и щебня, вывозить их на свалку и завозить новые материалы – все используется вторично, переработка – прямо на месте. Сверху кладется лишь тонкий слой асфальта. «Экономия огромная, качество высокое, не надо гонять толпы самосвалов. В нижней части Исторического бульвара мы дорогу так уже сделали», - поясняет Владислав Коновалов.

Применив холодный ресайклинг, «Ирбис» сэкономил государству 100 млн рублей, уточнил Андрей Григорьев. Представители заказчика сначала на словах ресайклинг одобрили: «Ребята, делайте». Но «Меандр» так и не представил документы на его согласование. А без этого работы никто не оплатит.

Так выглядит покрытие после холодного ресайклинга. Фото: Надежда Исаева

«Придется закопать траншеи и оставить все, как есть»

С января «Меандр» игнорирует все поданные «Ирбисом» предложения по корректировке проекта. В феврале субподрядчик начал отправлять акты выполненных работ для оплаты, но «Меандр» не принял ни одного из них. Причем без мотивировки, утверждает Григорьев: питерская компания просто не отвечала на официальные письма.

Весной у наемных работников «Ирбиса» начались проблемы с зарплатой. Рабочих было много: когда нужно было вручную копать скальную породу и корневища, чтобы сохранить деревья, на реконструкции работало 160 человек, потом осталось 100. В среднем рабочие получали по 40 тысяч рублей в месяц.

С 23 июля от «Ирбиса» на Историческом Бульваре никто официально не работает.

Фото: Надежда Исаева

При этом, по словам Анны Михайловой, суть своих претензий генподрядчик «Ирбису» не озвучивает. «Они пожаловались на нас в ОБЭП, что якобы они привезли на объект 1300 фур песка и щебня за один день, а мы якобы за 1 ночь все это куда-то вывезли, - говорит Михайлова. - Мы доказали, что это неправда. Мало того, фирмы, которые уполномочил «Меандр», материалы на объект не везут. [Мы думаем, что] нас хотят убрать, не заплатив нам за работу, и списать эти деньги».

Михайлова уверена, генподрядчик хочет вернуться к старому проекту с непроработанной сметой, хотя даже нейтральный технадзор признает: если это сделать и заменить «Ирбис» на другого субподрядчика, объекта просто не будет – финансирования на переделки не хватит. А техническому заказчику и балансодержателю в лице директора Панорамы Николая Мусиенко «останется только закопать траншеи, и все оставить как есть».

Фото: Надежда Исаева

«Забрали все вплоть до будок охраны»

«Примечания» побывали на объекте 1 августа, но анонсированного в присутствии господина Мединского нового подрядчика так и не обнаружили. Зато увидели пару рабочих в боксах-общежитиях, которые жаловались на отсутствие денег, и на то, что строительный городок грозятся отключить от электричества.

За два дня до этого, 30 июля, представителям «Ирбиса» пришлось вызывать полицию, потому что «Меандр» захватил имущество субподрядчика на объекте – все, что находится на стройплощадке, включая будки, где представители генподрядчика сняли охрану «Ирбиса» и поставили свою.

«У «Меандра» [на Историческом бульваре] своего ничего нет, - говорит региональный директор «Ирбиса» по развитию госпожа Михайлова. - Полиция зафиксировала, что по документам это все наше, и мы все опечатали».

В этот же вечер, впервые за несколько месяцев, субподрядчик получил от «Меандра» официальное письмо с требованием освободить стройплощадку за один день. «У нас там имущества - больше 30 фур, почти все завозилось с материка, - добавляет Михайлова. - Я им написала, что на вывоз необходимо не менее 10 рабочих дней».

Сейчас у «Ирбиса» на площадке остается три штаба строительства по 12 вагончиков в каждом, 3-4 тонны кабельной продукции, арматура, плитка на 20-25 млн рублей, опалубка, ЖБИ-изделия на 1 млн рублей, гофортруба, трубы ливневые, электроинструмент стоимостью свыше 1 млн рублей, перечисляет Михайлова. Но представителей субподрядчика – после «микромитинга» с министром культуры -  на Исторический больше не пускают.

Фото: Виктор Чернышов

«Минкульт нас не знает – и не поможет»

30 июля представители «Ирбиса» и «Меандра» встретились на Историческом бульваре с министром культуры Владимиром Мединским. Сам министр вспоминает об этом так: «Я стал свидетелем митинга, микромитинга из серии… Субподрядчик: «Вы все мне должны денег, а не платите, я так много работаю». Подрядчик: «Не знаем, что вы работаете, ни одного документа не сдаёте, ни за что платить не будем. Минкульт в это дело вмешиваться не будет, мы – заказчик. У нас заключён контракт с генеральным подрядчиком. Генеральный подрядчик - большая компания, достаточно много работающая с объектами культурного наследия в Крыму. Если она своих обязательств не выполнит, то мы будем её преследовать всеми методами и силами в рамках закона. Такие возможности у нас имеются. А если выполнит, и наведет порядок со своими субподрядчиками, то молодцы – грамота и медаль», - поделился впечатлениями господин Мединский.

В «Ирбисе» рассказывают, что Мединский все же поинтересовался у представителя «Меандра» Игоря Маркова, где деньги – более 300 млн, предусмотренные субподрядом. Но внятного ответа не получил.

31 июля утром «Меандр» прислал еще одно письмо, в котором предупредил, что приведет на объект комиссию, чтобы окончательно определиться, какие объемы сделал «Ирбис», и что осталось незавершенным.

«Когда мы пришли на Исторический, нас не хотели пускать, - рассказывает директор по развитию «Ирбиса» Анна Михайлова. - Мы прорвались внутрь и встретили трех неизвестных, которые сказали нам, что они не комиссия, они «просто смотрят». Мы подозреваем, что эти люди хотят сделать акт о том, что мы там ничего не сделали. Плюс эти трое, которые не представились нам и не предъявили документы, дали археологам и нашим рабочим по тысяче рублей, поставили их с лопатами на траншеи, сфотографировали – и выдают за представителей нового подрядчика».

За две недели до визита господина Мединского на Исторический бульвар приезжал замминистра культуры Сергей Обрывалин. Но на совещание с ним «Ирбис» допущен не был, хотя оно и проходило в модульном штабе, принадлежащем субподрядчику.

Теперь «Ирбис» намерен взыскать с «Меандра» порядка 80 млн рублей через арбитражный суд Санкт-Петербурга, по месту регистрации компании.

«Это все – наглая ложь»

Генподрядчик также намерен судиться. Юрист ООО «Меандр» Евгений Соломатин сообщил «Примечаниям», что иск к «Ирбису» уже подан. «Это расторжение договора, связанное с катастрофическим невыполнением «Ирбисом» своих обязательств», - пояснил он.

Господин Соломатин добавил, что все рассказанное субподрядчиком про 70% выполненных работ, отказ генподрядчика оплачивать акты и силовой захват имущества - «наглая ложь» и попытка «выдать желаемое за действительное». Однако он признал, что часть техники и материалов на площадке действительно может принадлежать «Ирбису», срок вывоза продлен до 1 августа.

Субподрядчик и сам не против оставить объект, он лишь просит рассчитаться по счетам. «Мы готовы уйти, но примите у нас работы, - говорит поставщик Андрей Григорьев. - [«Меандр»] от этого отказывается под различными предлогами. Они торопятся загнать туда нового подрядчика, чтобы размыть выполненные объемы».

Фото: Виктор Чернышов

Источники «Примечаний» рассказывают, что «Ирбис» - не первый, кто погорел на сотрудничестве с «Меандром». Постоянный партнер Минкульта вел в Крыму несколько объектов - Ласточкино гнездо, Митридатская лестница в Керчи, Театр кукол в Симферополе. И как минимум две из этих строек сопровождал шлейф публичных скандалов. Малахов курган в Севастополе тоже делал «Меандр» - сроки были сорваны почти на год, а визуальный результат явно не тянет на вложенные 400 млн рублей.


Показать полную версию новости на сайте