Дорога на Ай-Петри перекрыта для туристов, на канатке – многочасовые очереди

08-08-2019 11:37:38
Автор: Татьяна Никитина
Дорогу на плато Ай-Петри перекрыли в самый разгар сезона. Официальная версия - борьба с нелегальными перевозками, говорят в Ялте, но за знак не пускают даже лицензированные автобусы. Когда закончится «облава», в которой участвует лично начальник ГИБДД Кры

Туристические автобусы не пускают на Ай-Петри со 2 августа, рассказала «Примечаниям» руководитель Ялтинского экскурсионного бюро Анастасия Груша. Разворачивают даже лицензированный транспорт с тахографами и страховкой. Мимо круглосуточного поста ГИБДД не удается просочиться и ночью – раньше водители поднимались на плато заранее, чтобы днем забрать туристов, поднимающихся на Ай-Петри канатной дорогой.

«Днем на поворотах от водопада Учан-су до Серебряной беседки стоит 7 экипажей, - рассказывает Анастасия Груша. – Ночью остается только один пост». Такая же ситуация со стороны Бахчисарая – въезд охраняется круглосуточно.

Источники в Ялтинском ГИБДД сообщили «Примечаниям», что таким образом власти Крыма решили бороться с нелегальными перевозчиками. Ранее и местные, и туристы неоднократно жаловались на завышенные цены: татары, возившие туристов на личных легковушках и микроавтобусах, брали по 400 рублей с человека за проезд в оба конца.  

Однако «зачистить» нелегалов решили радикально – поставили в начале подъема знаки, запрещающие проезд грузовых автомобилей и автобусов вместимостью больше 8 пассажиров. В итоге штрафы выписывают даже тем, кто умудрился проехать на плато рано утром, в пересменку поста, а днем – движется на спуск.

Скриншот видео от сентября 2018 года. Знак «Движение запрещено» для грузовых машин и автобусов уже стоит у поворота на водопад Учан-Су. Интересно, что по ПДД он не распространяется на транспортные средства, движущиеся по утвержденным маршрутам. Но относятся ли к таковым экскурсионные маршруты, зарегистрированные в Минкурортов РК?

Эти знаки периодически появлялись и исчезали на дороге и раньше, сетует госпожа Груша, иногда, особенно в зимний сезон, рядом могли выставить посты. Но чтобы вот так перекрывать дорогу в самый разгар летнего сезоны, когда на Ай-Петри едут тысячи людей – такое в Крыму случилось впервые, говорит турорганизатор.

«У нас слетело 5 самых популярных маршрутов, связанных с Ай-Петри – само плато с канатной дорогой, Большой Каньон, «Золотое кольцо Крыма» и еще два маршрута, связанных с эзотерикой. Все они утверждены Министерством курортов и туризма Крыма, входят в список официально разрешенных маршрутов», - поясняет Анастасия Груша.

Тех туристов, что поднялись на плато на канатной дороге, некому спускать вниз. Если на нижней станции экскурсантов пропускают по отдельной очереди – по договору с туроператорами, то наверху и организованные, и самостоятельные туристы – стоят в одной. В итоге им приходится ждать спуска по 5-7 часов. «Когда благоустраивали территорию после сноса кафе, никто не предусмотрел на плато даже тентов, - говорит турорганизатор. – Люди по много часов стоят под палящим солнцем, на ветру, под дождем. Позавчера у меня группа простояла 5 часов в очереди на спуск, вчера – 7 часов. На днях на плато было +7, люди простояли много часов, в итоге экскурсовод попала в больницу с воспалением легких», - жалуется организатор туров.

Внизу, несмотря на отдельный вход для экскурсантов, очередь на канатку растянулась на сотни метров

Внутри станции – сотни людей

Фото верхней станции днем: очередь только начинается. На подъем станция закрывается в 17-00, на спуск в 18 часов

«Облава» проходит и наверху. «Вчера с плато эвакуаторами вывозили микроавтобусы, которые татары попрятали там в лесу. Руководил процессом лично [начальник ГИБДД Крыма Анатолий] Борисенко. Борисенко постоянно находится на постах, сам разворачивает автобусы. Вчера я лично говорила с ним. Интересно, неужели у начальника ГАИ Крыма нет более важных дел, чем Ай-Петри?» - возмущенно спрашивает Анастасия Груша.     

Организаторы туров терпят убытки. «Один автобус обходится в 100 тыс рублей в сезон – лицензирование, тахографы. Сегодня у меня завернули 2 автобуса по 19 человек – каждый платил за билет 1400 рублей, деньги пришлось вернуть. Работы лишились два водителя, два экскурсовода. У тех туристов, что поднялись на канатке, нам приходится добирать деньги, чтобы купить им билеты на спуск вниз», - перечисляет глава Ялтинского экскурсионного бюро.

Дорога Бахчисарай-Ялта через плато Ай-Петри была построена в конце XIX века, но никогда за все время своего существования она не была в таком упадке говорит Анастасия - опытный экскурсовод, она в течение 16 лет ежедневно возила экскурсантов по этому маршруту. При Украине полотно регулярно ремонтировали. Тогда на крутом серпантине проводились международные соревнования «Крым Ялта Ралли», и полотно, и подпорные стены нужно было содержать в порядке. Весной и летом ставили латки, осенью перекладывали целыми полосами. Перед зимним сезоном все мелкие трещины заливали вязким битумом, чтобы в них не попадала вода – из-за перепадов температур она замерзает и оттаивает по несколько раз в сутки, разрушая асфальт.

При России на трассу «забили» - ремонта на ней не было несколько лет. Трещины и ямки превратились в глубокие колдобины, преодолеть которые без ущерба для подвески под силу лишь внедорожнику. Местами полотно и подпорные стены повредили оползни. Но экскурсионные автобусы продолжали подниматься на плато, поскольку Ай-Петри – одна из самых популярных достопримечательностей Крыма.

«Дорогу собирались ремонтировать еще в 2017 году, выделялись деньги, - говорит Анастасия. – Но [премьер-министр Крыма Сергей] Аксенов работы завернул». Недавно Министерство транспорта Крыма анонсировало поэтапный капитальный ремонт трассы: участок до села Соколиное отремонтируют в 2020-2021 годах, непосредственно на плато ремонтники выйдут в 2022 году.  

Крымские туроператоры пожаловались на действия ГИБДД в Минкурортов Крыма. Но там лишь подтвердили: дорога для автобусов закрыта, проезд на плато запрещен, нарушителей будет штрафовать.

В диспетчерской Крымавтодора «Примечаниям» сказали, что дорога на плато Ай-Петри официально открыта, но состояние полотна не соответствуют требованиям безопасности, поэтому туристам, даже на личном легковом транспорте, стоит воздержаться от поездки.

Начальник ГИБДД Крыма Анатолий Борисенко в беседе с «Примечаниями» напомнил, что дорога через плато для грузовиков и пассажирских автобусов закрыта уже давно, а экипажи периодически проверяют соблюдение запрета.

Что касается личного участия Борисенко в рейде по задержанию автобусов, начальник ГИБДД заверил, что находится в Ялте в командировке и - «как и в других местах Крыма» - периодически подъезжает проверить работу своих подчиненных.

В Минкурортов Крыма оперативно прокомментировать ситуацию не смогли, упомянув лишь, что ведомство уже контактирует по вопросу с ГИБДД.


Показать полную версию новости на сайте