Через пять лет после присоединения к России особая пассионарность Севастополя, похоже, полностью исчерпала себя и скоро станет уделом только гиперактивных общественников и несистемных маргиналов. После того, как непарламентским партиям и общественникам-самовыдвиженцам было отказано в регистрации, избирательная кампания в Севастополе стала такой же серой и блеклой, как эта выцветшее и грязное полотно патриотической агитации, которое встречает севастопольцев и гостей города на здании МФЦ у вокзала. Тихо, почти без борьбы, Чалый и его команда уходят из политической жизни города. Придется ли ему когда-нибудь снова бороться за власть?
Тщеславие или неравнодушие?«Ты очарована Чалым и его командой, - часто приходится слышать мне. - Если бы не эта очарованность, ты давно поняла бы, что он — тщеславный олигарх, который желает обладать властью без всякой ответственности».
У меня есть контраргументы — ну хотя бы в части его принадлежности к олигархам. Это довольно сомнительно, если соотносить Чалого с персонами из списка Форбс, например.
Есть ли у него тщеславие? Наверняка есть, все мы люди и в нас много чего намешано. Вопрос в том, в каких пропорциях. Но вряд ли основной побуждающий мотив для Чалого — именно тщеславие, эту потребность ему удовлетворить довольно просто, и не только с помощью местных СМИ.
Власть нужна ему для защиты собственных бизнес-интересов? Отчасти да, здания складов и корпусов «Тавриды-Электрик» по адресу Вакуленчука, 22 при Овсянникове тоже едва не попали под передел собственности, и их судьба до сих пор не решена окончательно.
И все же я верю, что главный мотив Чалого - неравнодушное отношение к городу и желание последовательно защищать интересы Севастополя. Так, как он сотоварищи их видят и представляют.
Накануне третьей годовщины «Русской весны» спикер закса Екатерина Алтабаева и к тому времени давно отказавшийся от этой должности Алексей Чалый провели совместную пресс-конференцию. Мне запомнился один момент — когда Чалый сказал, что чувство стыда перед теми, кто отстаивал Севастополь раньше, было для него серьезным ограничивающим фактором. Ограничивающим от проявлений трусости и слабости. И кто бы не пытался меня в этом разубедить, я вижу, что в этом он искренен.
На мой взгляд, это искреннее отношение к городу, внутренняя готовность откликнуться на призыв «Отстаивайте же Севастополь!» были главным объединяющим фактором для команды Чалого и важной составляющей их депутатской деятельности. Не уверена, что это до сих пор так. Со временем эти люди почувствовали вкус власти и желание сохранить ее тоже стало важным мотивом.
Об этом мы часто спорим, обсуждая, например, склонность Екатерины Алтабаевой к компромиссам. Я вижу в этом выдержку, готовность нести обязательства и просто женскую мудрость. Кто-то же должен был сохранять хоть какое-то подобие работающей системы госвласти в период, когда Чалый и Овсянников сошлись в затяжной драке. Но есть и другое мнение: все ее компромиссы - это конформизм ради сохранения власти.
В любом случае, очевидно, что ее договороспособность оценили по партийной вертикали. Будучи второй в списке единороссов (и единственной из тройки лидеров, кто действительно пойдет в закс), Екатерина Алтабаева, свой пост спикера, скорее всего, сохранит. Кроме нее шансы снова попасть в заксобрание есть у трех депутатов группы Чалого - Татьяны Щербаковой, Александра Кулагина и Михаила Чалого.
Остальные либо отбракованы избиркомом на стадии регистрации кандидатов, либо проигрывают без боя из-за тактических ошибок, собственной пассивности и веры в магию имени Чалого. Не ощущая борьбы политических сил и отдельных кандидатов за избирателя, мы отправились общаться с людьми на улицах города, чтобы понять, есть ли шансы у остальных чаловцев. Увы, на улицах их просто не знают.
«Какой Аксенов? Крымский, что ли?»Балаклавский район входит в избирательный округ №1. По этому мажоритарному округу зарегистрировано семь кандидатов, среди которых — давний соратник Чалого Вячеслав Аксенов и Татьяна Лобач, которую считают протеже экс-министра обороны Украины, девелопера Павла Лебедева.
Замусоренная остановка на 5 км, небольшая очередь на автобус 9 маршрута. Люди возвращаются с работы, разговор о выборах поддерживают неохотно. Гораздо больше их волнует вопрос, придет ли автобус по расписанию или ожидание затянется. Одна из пассажирок, Светлана, все же рассказала мне, что на выборы пойдет. Голосовать будет за Татьяну Лобач, потому что «мы ее знаем». За списки кандидатов какой партии будет голосовать, она еще не определилась.
В Балаклаве мы отправились на набережную, к предпринимателям. Напомним, Татьяна Лобач в заксобрании возглавляет комитет по экономике. Несмотря на то, что у нее всегда был статус «прогубернаторского депутата», она порой могла выступить и в пику правительству. Например, можем вспомнить, как она поднимала вопрос о пересмотре коэффициентов по расчету стоимости аренды для предпринимателей.
Фото: ForPost
Однако об этой ее деятельности в Балаклаве нам поговорить не удалось, несмотря на наводящие вопросы. Там ее не считают ни прогубернаторским депутатом, ни человеком Лебедева, ни защитницей интересов предпринимателей. Для балаклавцев она — просто своя.
Татьяна, 56 лет, продавец сувениров: «На выборы пойду. Как буду голосовать за самовыдвиженцев, еще не знаю, не определилась. Пока могу сказать, за какую партию отдам голос — за «Справедливую Россию». И, подумав, добавляет — наверное, за Лобач проголосую, потому что знаю ее.
Татьяна Иосифовна, 68 лет, предприниматель на набережной: «Пойду обязательно. Конечно, за Лобач, она нам своя, мы здесь тыщу лет живем, и она тоже».
Валентина, 66 лет, пенсионерка: «На выборы пойду. Смотрю за внуками на детской площадке и общаюсь с соседками по двору - мы за Лобач голосовать будем. Почему? Нравится она нам».
Василий, повар фастфуда, 22 года: «Не пойду. Я только на выборах президента голосую. Местные власти все равно ничего сделать не могут».
При таком раскладе Вячеслава Аксенова сложно назвать соперником Лобач - электорат на улицах Балаклавы о нем просто не знает.
Фото: Пресс-служба заксобрания Севастополя
Аксенов возглавляет в заксобрании бюджетную комиссию уже пять лет. Последние два года (после того, как Овсянников избрался губернатором и почувствовал вседозволенность) мы наблюдали, как депутат отстаивал финансовые и имущественные интересы города в постоянных баттлах с вице-губернатором Ильей Пономаревым. Во-многом благодаря его позиции Овсянников и Пономарев так и не получили ни полномочия по бесконтрольному распоряжению городским бюджетом, ни возможности приватизировать и продавать госпредприятия. Но в округе не знают ни о том, чем он занимался все это время, ни о нем самом.
«Аксенов? Это какой, крымский что ли? Не тот? Такого не знаем», - так отвечали нам в Балаклаве, когда мы спрашивали о кандидатах-самовыдвиженцах и называли его фамилию.
На мой взгляд, ситуация в этом округе как нельзя лучше объясняет, почему не все депутаты-чаловцы останутся в новом составе закса.
На прошлых выборах Аксенов прошел в парламент по спискам «Единой России». В этот раз, выдвинувшись по одному округу с Татьяной Лобач, он не проявил хоть какой-то готовности к борьбе — словно принадлежность к команде Чалого уже обеспечила ему победу. Никаких признаков избирательной кампании и присутствия Аксенова в Балаклаве мы не увидели — ни палаток, ни «наружки», ни объявлений о встречах с людьми. В период сбора подписей местные СМИ оказали ему медийную поддержку, и оказывают ее до сих пор. Но не будем обольщаться — в массе своей электорат такие материалы не читает и не смотрит. Возможно, Аксенова лучше знают в Орлином, где он живет. Но в Балаклаве проживает более 23 тысяч человек, а в Орлином — около 2 тысяч, арифметика явно не в его пользу.
В то же время Лобач, которую в Балаклаве считают своей, в течение всей каденции постоянно взаимодействовала с электоратом и в других населенных пунктах округа — участвовала во всех торжествах, поднимала проблемные вопросы, встречалась с людьми в Инкермане, в селах.
В период избирательной кампании к постоянной работе Татьяны Лобач на узнаваемость добавилась реклама. Вернувшись из Балаклавы на 5 км, мы прямо на остановке увидели билборд Лобач — пожалуй, это самое удачное место размещения наружки для визуализации кандидата у тех, кто не посещает массовые мероприятия, не смотрит и не читает местные СМИ.
Что ждет Аксенова после выборов? Возможно, его опыт работы над бюджетом города и контроля за его исполнением пригодится в структурах правительства — если не в департаменте финансов, то в контрольном управлении. Развожаев производит впечатление человека, который понимает, как такие альянсы способствуют «конструктивному взаимодействию».
Градозащитник под танкомВ Гагаринском районе, часть которого (Летчики) входит в избирательный округ №3, Вячеслав Горелов, кандидат от партии «Зеленых» так же, без всякой борьбы, сдает победу Инне Гончаровой от «Единой России».
Пять лет тому назад Горелов избирался по округу №4 (Стрелецкая и часть Ленинского района), там избиратели его знают.
Фото: Пресс-служба заксобрания Севастополя
В этом году по 4 округу выдвинулся Григорий Донец, общественник из числа единомышленников Чалого, однако избирком отказал ему в регистрации.
Из-за этой тактической ошибки Горелов оказался под танком - ведь его основной соперник по 3 округу обладает активностью бронебойной мощи. Инну Гончарову, руководителя общественной приемной единороссов в Севастополе, в Гагаринском районе знают еще со времен избирательной кампании депутата Госдумы Дмитрия Белика. Не полагаясь на былое и прошлое, с самого начала избирательной кампании Гончарова развернула масштабную агитационную деятельность. Можно сколько угодно подшучивать над этими плясками-песнями во дворах, но на сегодня ее кампания — самая эффективная.
Фото: Общественная приемная Дмитрия Медведева в Севастополе
На территории района повсюду ее палатки, наружка, плакаты, она так плотно заполнила собой пространство, что ее присутствие ощущается почти физически. Кажется, завернешь в любой двор, а там Гончарова с ее яркой харизмой и обаянием сверхактивного управдома, распространяющего билеты спортлото, то есть партийную агитацию.
Фото: Общественная приемная Дмитрия Медведева в Севастополе
В Гагаринском районе мы общались с электоратом на проспекте Октябрьской Революции, где жители района отдыхают вечерами. Молодые мамы с детьми рассказали, что на дворовые мероприятия единороссов не ходят, но про кандидата Гончарову знают из-за палатки, которая установлена прямо у детской поликлиники.
Наталья, 39 лет, временно не работает: «На выборы собираюсь, но не уверена, что смогу — ребенок на руках. Голосовать буду за Гончарову, мы только про нее и слышали».
Распивающие коньячок пенсионеры военного и гражданского флота ни одного кандидата по фамилиям пока не идентифицировали, но обещали определиться к выборам.
Николай, бывший стармех, 60 лет: «По партиям - голосовать буду за КПРФ. По кандидатам - вот кто будет в списке коренной севастополец, за того и проголосую».
Фото: Пресс-служба заксобрания Севастополя
Вячеслав Горелов в заксобрании руководит комитетом по архитектуре и градостроительству. В целом, в городе он известен именно как градозащитник и борец за сохранение природных территорий вокруг Севастополя и зеленых зон в черте города. Например, Горелов отстаивает идею создания национального парка «Южнобережный», чтобы защитить Ласпи и Сарыч от застройки. Кроме того, он всегда помогал жителям разных районов в их сопротивлении точечной застройке и строительству различных объектов в зеленых зонах.
Но кто об этом знает? Общественники, активисты, журналисты, да определенная часть неравнодушных горожан, мировоззрение которых чуть шире первичных потребностей, собственных нужд и выживания. Тех, кто знает о деятельности Горелова в сфере защиты архитектурного наследия и окружающей среды, как и следов его избирательной кампании, на ПОРе нам обнаружить не удалось.
Борцов всего двоеКроме спикера закса, из депутатов команды Чалого шансы попасть в заксобрание есть у троих.
Михаил Чалый стал кандидатом от «Единой России» по округу №7, в который входит часть Нахимовского района (Корабельная сторона)
После того, как мы пообщались с жителями Корабельной, сложилось впечатление, что это самый аполитичный район. «Пойду ли на выборы? Может быть (если здоровье позволит, если не уеду, если не будет других дел и другие «если»). За кого голосовать, не знаю, может и за Чалого» - такой ответ мы слышали чаще всего.
Вряд ли Корабелка повторит сюрприз Усть-Илимска, где на протестном голосовании мэром выбрали не кандидата от единороссов, а 28-летнюю домохозяйку от ЛДПР Анну Щекину. Хотя опыт КПРФ с выдвижением по 7 округу Ольги Кальницкой очень интересен — ее результаты покажут, станет ли критерий «молодая-красивая» новым партийным трендом.
Пока, несмотря на довольно активную рекламу и агитацию, мы не обнаружили признаков массовой поддержки этого кандидата — если не считать лайков «красоточка» и «платье-огонь» в Инстаграм.
Поэтому 7 округ - это единственный случай, когда узнаваемость фамилии «Чалый» сработает на сто процентов.
А вот Александр Кулагин (кандидат по 8 округу, Северная сторона) и Татьяна Щербакова (5 округ, часть Ленинского и часть Нахимовского района), будучи частью команды Чалого, всегда действовали по принципу «а сам не плошай». Весь срок каденции они активно работали на территории округа. Например, Кулагин не ждал, пока избиратели приедут к нему в город, а проводил выездные приемы в удаленных районах.
Фото: Пресс-служба заксобрания Севастополя
В результате к избирательной кампании они подошли с определенным уровнем узнаваемости и готовностью к борьбе. В числе соперников самовыдвиженца Кулагина два действующих муниципальных депутата: кандидат от КПРФ Алексей Гладких и кандидат от Единой России, глава Нахимовского муниципального округа Михаил Брицын.
Несмотря на партийную поддержку, шансы Брицына на победу невысоки — жители Северной проявляют невысокий интерес к общению с кандидатом.
Татьяна Щербакова идет на выборы от Единой России. По этому же округу в качестве самовыдвиженца зарегистрирован член так и не заработавшей Общественной палаты города Олег Гасанов. Кроме того, кандидатом от ЛДПР стал председатель «Совета предпринимателей Севастополя» Сергей Живодуев. Но Щербакова уже вросла в округ - пожалуй, я не знаю другого такого депутата, который так же был бы погружен в такие вопросы, как аварийные лестницы и проблемные дома.
Фото: Пресс-служба заксобрания Севастополя
Что общего у Кулагина и Щербаковой, почему мне кажется, что их шансы на победу выше, чем у других единомышленников Чалого из числа действующих депутатов?
Свою избирательную кампанию они начали задолго до 2019 года. Их главное преимущество — они никогда не надеялись только на СМИ и не боялись встречаться и общаться с жителями округа. Еще один фактор — они занимались не только законотворчеством и борьбой с Овсянниковым, но и проблемами, волнующими избирателей. Выступая единым фронтом в команде Чалого, они формировали и собственный политический статус -хотя бы в масштабе округа.
Уходит ради мира, вернется ради борьбыМы все - те, кто родом из СССР - росли на одних и тех же книгах. Сейчас команда Чалого ассоциируется с тимуровцами, которые остались без вожака. Все это время они делали хорошие дела, вот только мало кто об этом знает. В итоге те, кто был уверен, что достаточно быть «командой Чалого» и слишком мало работал над собственной, личной узнаваемостью, в закс уже не попадут.
Недавно Алексей Чалый заявил, что готов уйти из политики. И действительно, в последнее время его почти нет в информационном поле. Понятно, почему он не стал отвечать на выпады экс-губернатора Овсянникова - продолжать обмен комплиментами не имеет смысла, результат достигнут, остальное уже не интересно.
Но важно другое: почему Алексей Чалый публично не поддерживает кандидатов из числа своих сторонников?
Возможно, «народный мэр» раньше них осознал, что его имя уже утратило былое магическое влияние. Очевидно, что у большой части горожан сохранилось уважение к его былым заслугам. Но принадлежность к команде Чалого уже не влечет за собой безусловной массовой поддержки. Напротив, для многих его имя стало неким раздражающим маркером, символизирующим надоевший всем конфликт властей.
Недавно Екатерина Алтабаева тонко сформулировала это с помощью исторических аналогий. В интервью на телеканале НТС ее спросили о том, почему у Чалого появились недоброжелатели в городе. В ответ она вспомнила историю древнегреческого политика и военачальника Аристида по прозвищу Справедливый, которого афиняне подвергли остракизму. Голосуя, неграмотный крестьянин, не знавший политика в лицо, попросил того написать на табличке имя человека, за изгнание которого он голосует. «Что плохого сделал тебе Аристид?», - спросил он у крестьянина. «Ничего, я даже не знаю его. Но везде только и слышно: Аристид да Аристид. Надоело», - ответил ему афинянин.
Несмотря на то, что в данный момент Алексей Чалый демонстрирует готовность оставить власть во всех ее проявлениях и утверждает, что более воевать с губернаторами он не будет, есть ощущение, что это не навсегда. Скорее, это выражение определенного доверия по отношению к новому губернатору Развожаеву.
Сейчас у Чалого нет причин, чтобы любыми средствами, не жалея сил и ресурсов, формировать большинство в парламенте, как действенный инструмент в борьбе за интересы города.
Появятся ли такие причины в будущем — во многом зависит от нового губернатора. Вряд ли врио, не без труда преодолевающий сформированный в Севастополе синдром недоверия к исполнительной власти, допустит какие-то фатальные ошибки за год до выборов губернатора, которые состоятся в сентябре 2020 года. Но гораздо важнее, как и кем Развожаев проявится после выборов — мы уже видели, как Севастополь стал победным трофеем для Овсянникова и его приближенных.
Перечитав Плутарха, мы нашли в жизнеописании Справедливого и такой момент: покидая город, он молил о том, чтобы никогда не пришел для афинян тяжелый час, который заставил бы их вспомнить о нем. Но через три года началась война и жители Афин снова призвали его.
С оптимизмом глядя в будущее, в котором парламент и правительство соблюдают баланс интересов властей, общественности и горожан, мы тоже надеемся, что такой час не настанет. Иначе севастопольскому Аристиду придется снова бороться за власть — уже не с помощью большинства в заксе, а на прямых выборах губернатора.