Как пояснил «Ъ» вице-президент ассоциации Алексей Войлуков, предлагается продумать механизм, который даст возможность банку получателя денежных средств замораживать суммы, украденные мошенниками.
Как отметил Войлуков, сейчас по закону это возможно только в момент списания из банка отправителя. Но чаще всего клиент о хищении узнает лишь постфактум, когда средства уже списаны с его счета. «И даже если лишившийся денег клиент быстро среагирует и сообщит в банк о хищении, то юридических оснований для возврата средств у банка-отправителя уже нет», — пояснил Войлуков.
Для этого предлагается разрешить банку получателя без согласия клиента-плательщика «приостановить использование клиентом-получателем электронного средства платежа» до подтверждения легитимности перевода.
У ряда экспертов по информбезопасности есть сомнения в действенности предложений. В частности, они отметили, что срок блокировки 30 рабочих дней выглядит недостаточно обоснованным. Для банка-получателя это означает фактически удерживать деньги больше месяца, однако что должно произойти за это время и почему предлагается прописать именно такой срок — не ясно. Есть вопросы и у юристов. Они указывают, что уголовное дело может и не завершиться в отведенный срок, следовательно, необходимо предусмотреть и четко прописать, какой документ будет продлять блокировку, куда он должен быть представлен
Внесение поправок в законы «О национальной платежной системе» и «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» будет обсуждаться 27 августа на заседании комитета по информбезопасности.