9-летний Федор, 8-летняя Антонина, 5-летний Богдан и 2-летний Ростислав, а также их родители Андрей и Оксана Сидоренко в любую минуту могут остаться на улице. Суд аннулировал право этой симферопольской семьи на недвижимость, приобретенную ими, в том числе и за счет материнского капитала.
Дом, в котором пока еще живет семья Сидоренко, в 1978 году был поделен между двумя владельцами. 33% дома принадлежали одинокой женщине, которая позже свою недвижимость отписала за досмотр паре глухих инвалидов Денисовых. А 67% достались в наследство Людмиле Сидоренко — дочери человека, построившего дом.
Со временем семьи у соседей расширились, и они начали делить территорию. Денисовы снесли свою часть дома, возвели там самовольное двухэтажное строение и поделили двор забором.
В 2015 году Людмила Сидоренко решила продать свои 67%, доставшиеся ей в наследство от отца. Преимущественное право выкупа этой доли по закону имеет совладелец — в данном случае Юрий Денисов. Людмила предложила ему приобрести владение, но тот отказался, сославшись на отсутствие денег. В 2016 году долю Людмилы в доме выкупили ее сын Андрей и невестка Оксана. Потратив на это материнский капитал Оксаны и доплату, они рассчитывали обеспечить своих детей жильем в Симферополе. Планировалось, что бывшая хозяйка дома Людмила Сидоренко купит себе на вырученные деньги домик в пригороде.
На заднем фоне дом Денисова, на переднем — Сидоренко
Новыми собственниками дома в равных долях стали Андрей и Оксана Сидоренко, и их дети. Однако в 2018 году сосед по дому, инвалид Денисов вдруг передумал и решил воспользоваться предложением двухлетней давности о приоритетном выкупе, от которого он отказался. Он обратился в прокуратуру и подал иск в суд.
Однако суд и прокуратура, несмотря на прошедшие сроки, встали на сторону соседа. По мнению Сидоренко, стало это возможным так как к исковому заявлению, были приложены справки психолога, заверенные помощником прокурора. При этом на заключениях не была указана ни фамилия проводившего экспертизу, ни организация, в которой данный специалист числится.
«Судья восстановила Денисову сроки давности предложения о приоритетном выкупе доли в доме, — рассказал «Примечаниям» Андрей Сидоренко. — Чтобы оспорить первоначальный отказ Денисова от выкупа двухлетней давности, была проведена экспертиза. Помощник прокуратора заверил справки от психолога, данные которого не указаны в справках, о том, что Денисов, отказываясь от покупки в 2015 году, не ведал, что творит. Я считаю это мошенничеством, так как лишенный интеллекта не может, как минимум, управлять транспортными средствами. А Денисов водит машину. Это просто подделка документов».
Так, по решению суда, в конце 2018 года родственники хозяйки жилья, Андрей и Оксана Сидоренко с четырьмя несовершеннолетними детьми, были лишены собственности, а Денисов перевел на депозит суда 1 миллион 133 тысячи рублей — за такую сумму Андрей с Оксаной выкупили дом у своей матери. Стоит ли говорить, что чужим людям Людмила Сидоренко могла бы предложить выкуп своей доли дома за гораздо большую сумму: за минувшие годы цены на недвижимость в крымской столице стремительно увеличились.
О вменяемости инвалида судить сложно, но почему судья не встала на защиту четырех несовершеннолетних и на основании подозрительной бумаги лишила их права на дом, положенный по закону? Это опасный прецедент: ведь при помощи копий экспертного заключения без печатей и указания места работы эксперта можно отменить в суде даже авторство «Илиады».
За минувшие полгода Сидоренко предоставили суду доказательства того, что глухой инвалид прекрасно понимал последствия своего нотариального отказа от покупки дома, но суд позицию так и не изменил.
«Мы смогли выяснить, что Денисов никогда даже на учете у психиатра не состоял, - рассказывает Оксана Сидоренко. - Кроме того, суду были предоставлены только копии, а не оригиналы справок от психолога, причем копии были без печати организации, которая проводила экспертизу. Но и на это никто в суде не обращал внимания».
По ее словам, судья неоднократно давала понять, что слушать многодетных родителей никто не будет. Они подали апелляцию, но суд второй инстанции их доводы не счел доказательствами, оставив решение о лишении их собственности в силе.
Сам Андрей Сидоренко склонен объяснять поведение суда и прокуратуры связями истца и Крымского общества глухих.
Теперь многодетным родителям остается только надеяться на то, что Фемида все же пересмотрит свое решение отобрать у детей выкупленную по закону собственность. Иначе четверо несовершеннолетних будут обречены пожизненно скитаться по съемным квартирам. Ведь за 1 миллион 133 тысячи рублей спустя три года уже не купить и жалкой лачуги.
Пока семейство Сидоренко живет еще в выкупленном когда-то ими доме. Деньги с депозита они не снимали и не собираются этого делать. Сейчас они «владельцы» на птичьих правах, их в любой момент могут попросить освободить дом. Из Госкомрегистра Республики Крым им приходят оповещения о том, что их начали лишать права собственности. Оксана своей доли уже лишена.