Начальник центра организации скоростного и высокоскоростного сообщения ОАО РЖД Дмитрий Катцын заявил, что средняя стоимость проезда по высокоскоростной магистрали Москва—Петербург составит 3,4 тыс. рублей (в ценах 2018 года), сообщает «Коммерсантъ».
В апреле президент Владимир Путин одобрил строительство ВСМ Москва-Петербург, которая должна сократить время в пути между столицами до 2 часов 10 минут. По предварительным расчетам, ее строительство обойдется в 1,5 трлн руб.
Линию Москва-Петербург, по словам Катцына, планируют запустить в 2026 году. Сейчас рассматриваются четыре варианта трассы. Согласно одному из них, трасса пройдет через особо охраняемые природные зоны.
Необходимость строительства ВСМ обусловливается ростом пассажиропотока на направлении Москва-Петербург. С 2018 года он вырос на 13,4%, до 15,75 млн человек (более 33% приходится на «Сапсаны»). В РЖД отмечали, что порой спрос на билеты «Сапсанов» превышает предложение. Для выравнивания показателей монополия закупает новую партию скоростных поездов. Таким образом, в 2022 году на петербургском направлении будет ходить 18 пар «Сапсанов» в сутки, на нижегородском — 3 пары.
Цена на поезд ВСМ примерно соответствует билету на «Сапсан» в классе «эконом+» в стандартный день. Билет в бизнес-класс превысит 6 тыс. рублей, билет в первый класс обойдется около 12 тыс., а проезд в купе-переговорной будет стоить 30-40 тыс. рублей.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров выразил сомнение в целесообразности строительства инфраструктуры за 1,5 трлн рублей, если РЖД собирается продавать своим пассажирам билеты по ценам «Сапсана», который курсирует на уже действующей инфраструктуре. По его мнению, минимально допустимая цена должна быть около 6 тыс. рублей. Но, по его расчетам, даже при такой стоимости и пассажиропотоке 10 млн человек в год проект будет окупаться более 70 лет. Эксперт полагает, что в дальнейшем цены будут пересмотрены, а сейчас заявление о цене носит сугубо политический характер. Разговоры о низкой стоимости необходимы для того, чтобы увеличить шансы на начало проектирования магистрали. А вот когда начнутся инвестиции, проект будет уже не остановить.