Сердце Петербурга: какие смыслы скрывает скульптура в парке 300-летия

24-10-2019 15:43:19
Автор: Маляржик Мелисса
В сентябре в парке 300-летия Петербурга внезапно возникла огромная затейливая скульптура сердца. «Примечания» поговорили с ее создателем.

Обычно появление новых скульптур и памятников в Северной столице, как и везде, сопровождается пресс-релизами и торжественными церемониями открытия. Как минимум, когда инициатива по установке арт-объектов исходит от структур Смольного. Необычность огромного стального сердца состоит не только в его очертаниях, но и в том, что инициатива по установке принадлежит самим жителям Приморского района.

Под разными углами зрения скульптура «напоминает слона, облако или другую причудливую вещь». Только с одного ракурса, глядя на арт-объект, можно увидеть четкое очертание сердца. При определенных погодных условиях рядом с сердцем можно даже услышать стук, похожий на звук пульса. Стальное сердце быстро пришлось по душе молодоженам, которые охотно фотографируются на фоне скульптуры, чтобы укрепить свой брак.

Создал диковинную скульптуру Ярослав Левченко (р. 1987) – петербургский художник, перечисление наград, регалий и выставок которого в Википедии занимает несколько страниц. Встречаются среди них и довольно экзотические: например, в 1999 году Левченко стал официальным лицом Покемонов на телевидении Японии. «Примечания» задали художнику и скульптору несколько вопросов о его работе и о роли искусства в городской среде сегодня.

Что означает стальное сердце

«Сердце, конечно, символизирует любовь, все самое прекрасное и светлое, что есть в нашем мире», – комментирует Левченко, — для меня это еще и отдельное признание в любви моему любимому городу».

По словам художника, изначально была идея создать символ любви. Любовь, как ее определяет Левченко, это когда «двое сердец смотрят в одном направлении». Отсюда и появилось остроумное техническое решение, чтобы арт-объект имел одну точку схода. «Только в одной точке мы можем наблюдать сердце, с других ракурсов мы не можем понять, что это такое».

Левченко отмечает, что он лично принимал участие в согласовании скульптуры с КГА и главным художником города. С их стороны были внесены определенные поправки и пожелания, которые были учтены в процессе разработки.

Про перспективы скульптур в Петербурге

Петербург, по словам скульптора, вдохновляет его прежде всего своим историзмом – «в хорошем смысле этого слова – и многослойностью». Левченко также цитирует слова своего педагога Андрея Мыльникова, что «искусство это всегда диалог, диалог между тем, что было, и тем, что есть».

«Я считаю, что в городе должно возникать больше малых архитектурных форм, больше скульптур. Причем мне бы хотелось видеть не просто монотонные бронзовые вещи, но и цветные скульптуры, кинетические скульптуры, какие-то подвижные формы. Мне очень нравится, как разыграли ансамбль Новой Голландии – пространство с фиолетовыми улитками.

Конечно, это все должно проходить согласования, но механизмы согласования должны быть более простыми и быстрыми. Ни в коем случае нельзя в городскую среду «шапочно» вставлять некачественные арт-объекты, но в то же время, мне кажется, город требует что-то более интересное, молодежное и современное, что качественно бы вплавлялось в художественный ландшафт».

Про микронаклоны кистей

Помимо своих скульптур, Левченко известен также и граффити в публичных местах. Граффити, впрочем, это можно назвать только формально: рисунок выполнен кистью вручную.

«Я расписывал площадку на улице Чехова, 2, во дворе. Я работаю исключительно кистями, потому что при работе баллончиком выхолащивается поверхность изображения. В то же время, каждый мазок кисти имеет свой микронаклон, и хотя зритель этого не понимает, визуально создается ощущение, что поверхность вибрирует.

Я считаю, что город значительно украсится, если во дворах-колодцах, которых в Петербурге сотни, если не тысячи, будут созданы качественные граффити. В этом году меня приглашали на фестиваль граффити в Москве, где один район был полностью отдан художникам международного уровня из-за рубежа. Была концепция создания музея под открытым небом. Причем мне кажется, что в Петербурге, в каких-то спальных районах, можно повторить этот московский опыт. Было бы очень интересно, возможно, состоялось бы развитие молодежного туризма не только в центре Петербурга, в культурно-исторические места, но и на окраинах, где как раз и проживает большинство населения города. Там могли бы появляться арт-объекты».

Зачем сегодня нужен художник

Роль художника в обществе сегодня такая же, как и вчера, как и завтра – это оставлять людей неравнодушными, уверен Левченко. По его мнению, если произведение искусства вызывает у другого художника желание созидания чего-либо другого, тогда можно считать, что художник написал достойную картину или вылепил достойную скульптуру.

«Но есть шекспировское искусство, и есть гомеровское искусство. Некоторые художники призваны разрушать, некоторые художники призваны созидать. В свое время и то, и другое нужно обществу.  Вопрос в том, в какое время мы живем», – загадочно добавляет Левченко.


Показать полную версию новости на сайте