В этом году было зафиксировано несколько случаев вылова стерляди рыбаками в Москве-реке и Оке. По закону, ее, как краснокнижную рыбу, необходимо сразу же выпускать обратно в водоем, но уже сейчас в рыбной отрасли звучат призывы разрешить вылов стерляди через 7–8 лет. Эксперты уверены, что, если этого не сделать, то краснокнижный вид за несколько лет уничтожит кормовую базу других видов рыб. И тогда российские реки банально лишатся лещей, карасей, щук и судаков.
Рыболов-любитель Иван Овечкин рассказал «Примечаниям», что стерлядь достаточно часто клюет на наживку для леща. И, по ощущениям рыбака, стерляди в реках Москвы и области становится все больше: «Небольших рыб я всегда отпускаю. Но иногда ты пытаешься поймать того же леща, а раз за разом клюет стерлядь. Такое ощущение, что они уже целыми косяками ходят, других рыб из рек выгоняют. Они же шипастые». Овечкин признался, что пару раз забирал улов, но икры в рыбинах не было, а после жарки стерлядь стала «резиновой».
Если стерлядь все-таки разрешат вылавливать, то, по словам экспертов, на прилавки хлынет настоящий поток стерляжьей икры, что может обрушить цены на рынке. Вполне вероятно, что черная икра станет более доступным продуктом. Сегодня в рознице осетриную икру можно купить по цене 42–60 тыс. рублей за 1 кг. Официально в Россию экспортируют сразу 136 китайских компаний-производителей, согласно статистике Россельхознадзора. Отечественная черная икра стоит на несколько тысяч дороже. По мнению экспертов, через 7-8 лет цены могут опуститься до 20 тыс. рублей за килограмм. Касаться это будет исключительно одного вида черной икры — стерляжьей.
Откуда появилась стерлядь в Москве-реке
Государственные рыбозаводы и промышленные нефтегазовые гиганты, которые по закону обязаны компенсировать ущерб, нанесенный водным биоресурсам, бросились разводить и выпускать мальков стерляди в свободное плавание в немыслимых количествах. Происходит это уже на протяжении 3-4 лет.
Один малек стерляди на рыбозаводе стоит 25–30 рублей, а стоимость осетра достигает 60 рублей. Компенсационные выпуски измеряются в штуках. Очевидно, что нефтяной компании проще и дешевле закупать именно мальков стерляди, пишет РБК. В итоге в водоемы выпускаются десятки миллионов мальков.
Рыбная арифметика
Проще сосчитать икринки у самки белуги после нереста, чем точно определить общий объем рынка черной икры в России, считают эксперты рыбного рынка. Нелегальная составляющая, по их мнению, может доходить до 70%.
Почти 25 т черной икры было произведено в России за первые 8 месяцев этого года, по данным Росстата. А по итогам года этот показатель может составить около 40 т. Вместе с импортом цифра должна вырасти до 65 т. Текущий объем черного рынка эксперты оценивают с большим разбросом цифр — от 150 до 230 т. Если посчитать, суммарный объем рынка черной икры в России может достичь 300 т. Его годовой объем, по данным Союза осетроводов России, оценивается в 7,5–9,5 млрд. рублей.
Полицейские рейды по рынкам и проверки на дорогах ежегодно позволяют обнаружить и конфисковать только порядка 2 т черной икры.
«Заставляй себя есть черную икру!»
Такой слоган красовался на одном из плакатов «Окон РОСТА» в начале 1920-х годов. В послереволюционное время черная икра стала товаром народного потребления и просто полезным продуктом. Большевики ее даже бесплатно распределяли по детским домам.
Численность осетров в СССР начала катастрофически падать в середине прошлого века. И виной тому было не браконьерство, а непродуманное строительство каскадов гидроузлов на таких реках, как Волга, Дон и Кама. Известно, что мальки рождаются в реках, а потом отправляются в море на нагул, после чего через 10–15 лет возвращаются на нерест обратно в реки. Рыбохозяйственная наука еще в 1930-е годы обосновала необходимость строительства при ГЭС рыбозащитных и рыбопропускных сооружений: это решетки, к которым подведен электрический ток малой мощности, чтобы отпугивать идущую на нерест рыбу при попытке преодолеть плотину; а также обводные каналы, по которым рыба может обойти плотину и двигаться по реке выше, к месту нереста.
К сожалению, в гонке советских строек («пятилетка за три года» и т.д.) о рыбозащитных и рыбопропускных сооружениях зачастую забывали или делали их некачественно. В результате осетры каждый год массово гибли в водоворотах гидроэлектростанций. После распада СССР осетра начали «пороть» браконьеры, в результате чего рыба стала краснокнижной, а черная икра — деликатесом.