Правительство зарегулирует интернет-маркеты: что станет с Яндексом

08-11-2019 17:27:31
Автор: Алексей Филимонов
Кабмин утром 8 ноября внес в Госдуму законопроект о праве правительства регулировать деятельность владельцев агрегаторов товаров и услуг

 

Законопроект дополняет полномочия Правительства Российской Федерации в части регулирования деятельности «владельца агрегатора» при заключении договора розничной купли-продажи между продавцом и потребителем, в том числе, при осуществлении продажи товаров дистанционным способом.

Таким образом, проектом предлагается распространить право правительства РФ регулировать деятельность владельцев торговых онлайн-площадок.

Под определение таковых попадают, например, Яндекс.маркет (а также Беру), Avito и Юла. Именно про Яндекс поговорить интереснее всего, с учетом того, что вокруг него смыкается все более плотное кольцо законов и связывающих компанию с государством цепей.

С одной стороны, Яндексу вроде бы только что обеспечили гарантированное государством безбедное существование: Госдума одобрила в первом чтении принудительное импортозамещение ПО на новых смартфонах и ноутбуках, в число такого ПО предположительно войдут Яндекс. Браузер, Яндекс. Карты и Яндекс. Музыка. Неплохое подспорье на фоне того, как чудовищно провалился Яндекс.телефон (18 тысяч продаж за год, из них больше половины с 55% скидкой). Но чем придется за это заплатить государству?

Еще в июне 2019 года ФСБ запросила ключи шифрования Яндекс.Почты и Яндекс.Диска, и компания отказывалась их передать: ключи могут дать доступ к паролям пользователей всей экосистемы Яндекса. За аналогичный отказ ранее был заблокирован Telegram.

Но зачем же блокировать национальное достояние вроде Яндекса, если можно просто прибрать его к рукам? И в конце июля 2019 года мы встречаем законопроект депутата Горелкина об ограничении 20 процентами доли иностранцев в «значимых информационных ресурсах». По различным оценкам, доля иностранцев в торгующихся акциях (free-float) Яндекса сейчас составляет до 80-85%.

Автор закона не скрывал, против кого он нацелен. В законопроекте не указаны количественные параметры, на основании которых комиссия будет принимать решения. Сам Горелкин говорит, что поправки коснутся Яндекса. «Я считаю, что Яндекса это, безусловно, коснется», — сказал он ТАСС, в то же время выразив уверенность, что документ не затронет такие ресурсы, как Facebook и Google.

11 октября на фоне обсуждения законопроекта компания пережила один из самых мощных ударов, потеряв за день около 2 млрд долларов, котировки ее акций рухнули на 20%

В случае принятия законопроекта Горелкина и соответствующего решения правкомиссии, Яндексу придется зарегистрироваться в РФ и, возможно, сменить структуру собственности компании. На фоне этого дополнительное госрегулирование агрегатора товаров — это просто вишенка на торте.

В первом чтении законопроект Горелкина может быть рассмотрен Госдумой уже в ноябре. Правительство уже высказалось, что не поддерживает законопроект Горелкина в его первоначальном виде. В его отзыве от середины октября есть предложение ограничить предельную долю иностранного владения в значимых интернет-ресурсах 50% минус одна голосующая акция.

Фото: YouTube (Антон Горелкин)

 

 


Показать полную версию новости на сайте