Все начиналось с писем о готовящихся взрывах судов в обеих столицах России. Два дня спустя сообщения о заложенных бомбах стали поступать уже с указанием на места массового скопления людей — таких как больницы и торгово-развлекательные центры (ТРЦ) в городе на Неве. Ни в одном из 65 случаях взрывные устройства обнаружены не были, но подобный всплеск активности телефонных террористов выглядит абсолютно беспрецедентным. О причинах этого «Примечания» поговорили с генеральным директором компании Zecurion Алексеем Раевским.
— Говоря о преступлениях с большим количеством неизвестных, важно прежде всего установить их мотив, — подчеркивает Раевский. — Считать, что телефонные террористы столь бескомпромиссным образом пытаются влиять на вынесение приговоров, на мой взгляд, наивно. Никакой срыв заседания не решит их проблемы, поскольку дело просто рассмотрят в другом месте. Так что это не тот способ борьбы за справедливость, который мог бы оказаться плодотворным. Больницы с торговыми центрами и вовсе не отвечают за работу госорганов. Все равно, что террористы позвонят нам с вами и скажут: «Делайте то-то — или мы убьем заложников». Это может повлиять на принимаемые нами решения, но к решениям, принимаемым в судах, относится очень опосредованно.
Перспективы поимки злоумышленников кажутся собеседнику «Примечаний» довольно мрачными. А месседжи «У вас бомба заложена!» с высокой вероятностью сойдут преступникам с рук.
— Сегодня террористы могут проделывать такие фокусы практически безнаказанно, — считает Раевский. — Часть экспертов по информационной безопасности рассматривает нашу телефонную сеть как одну большую помойку. Можно совершать звонки, пользуясь услугами сервисов IP-телефонии. Регистрация не требует почти никаких данных и через раз оформляется на подставное лицо. Осталось оплатить услугу краденой кредиткой или биткоином – и вуаля: при созвоне мошенников жертва видит рандомный телефонный номер.
Директор компании Zecurion напомнил о многочисленных махинациях с картами Сбербанка, от лица которого клиентам все чаще звонят жулики, прося их «в целях безопасности» сообщить свой пинкод. Ничего не подозревающий собеседник видит на своем дисплее цифры «900» (телефон контактного центра Сбербанка – прим.ред.) и проникается к дезинформаторам доверием. Решение проблемы может быть довольно
— В Кремле давно ходят разговоры о необходимости блокировки всех этих сервисов, — признается Алексей Раевский. — Но вряд ли это осуществимо, поскольку тогда в нашей стране рухнет половина телефонной связи. С электронной почтой все обстоит примерно так же. Это как спам: раз за разом ваш ящик бомбардирует агрессивная реклама, а узнать имя ее отправителя принципиально нельзя. Важно одно: нанести физический вред кому-либо этой ложной тревогой не получилось. Все выглядит как попытка привлечь внимание к какой-то проблеме, оказать давление на власть и общество. Вполне возможно, что инициаторами этой акции задумана какая-то хитрая многоходовая комбинация, и мы сейчас с вами находимся в самом ее начале.