Властелин колец: каким Лужкова запомнит Москва

10-12-2019 16:13:52
Автор: Маляржик Мелисса
«Примечания» собрали самые интересные мнения о многолетнем мэре столицы

Юрий Лужков возглавлял главный город страны с 1992 по 2010 год, за 18 лет своего правления он стал человеком-эпохой. Мэр никогда не расставался с кожаной кепкой и не признавал украинской принадлежности Севастополя. Последнее обстоятельство выводило Лужкова из статуса столичного градоначальника на федеральный уровень.

Как всякая масштабная фигура, руководитель центрального российского мегаполиса был очень противоречив. Лужкову ставили в вину коррупционные связи с его женой Еленой Батуриной, богатейшей женщиной страны, возглавлявшей строительный холдинг «Интеко». Семейный тандем Лужкова — Батуриной оставил свой след в истории Москвы сносом памятников культуры, точечной застройкой и бесконечными дорожными работами, за которые градоначальника прозвали «властелином колец» (транспортных — прим.ред.).

О том, какое наследие для столицы оставил Юрий Лужков, «Примечания» поговорили с директором Института глобализации и социальных движений Борисом Кагарлицким.

— Отношение к экс-мэру у меня сложное, — заключил эксперт. — С одной стороны, он внес явно отрицательный вклад в развитие Москвы, создавая коррупционные механизмы, которые исправно функционируют до сих пор, с уточнением, что пользуется ими теперь другая властная группировка. Роль Лужкова в расстреле Белого Дома, где мэр играл рука об руку с командой Бориса Ельцина, также исключительно неприглядна.

Вместе с тем Кагарлицкий констатирует, что Лужков был хорошим хозяйственником старой советской закалки, предполагавшим, что «нельзя просто воровать, а воровать можно только делая дело». Из несомненных достижений прежней администрации города можно отметить создание рабочих мест лучшего качества, нежели сегодня, а также развитие производства. Главное отличие бывшего градоначальника от его преемника, считает собеседник «Примечаний», в том, что Лужкова действительно любили москвичи, видя в нем «народного мэра».

— Де-факто он занимался строительством социального государства в отдельно взятом городе, — размышляет эксперт. — Весьма авторитарного, с доминированием стройсектора, по сути — пирамиды. Но его социальные завоевания сохраняются и сегодня, мы можем ими пользоваться. Экономика Москвы при Лужкове была иначе ориентирована как в гуманитарном, так и в производственном плане. Мэрия хотела не только получать бюджетные деньги, но и зарабатывать их самостоятельно. При текущей администрации Москвы эта задача полностью заменена на показуху.

С точки зрения директора Института глобализации и социальных движений, Лужков был гораздо ближе к простым москвичам, чем Сергей Собянин. Очеловечиванию образа градоначальника способствовали и его личные обстоятельства. Подчас довольно курьезные. Так, например, одной из дочерей Лужкова очень нравилось ходить в Московский зоопарк — так любящий отец вложил много средств в модернизацию столичного зверинца.

«Примечания» вспомнили и о том, что в разные годы говорили о Лужкове другие медийные персоны.

«Член семьи своей жены»

Фото: fabiosa.ru

Журналист Сергей Доренко, прозванный телекиллером за информационную войну против Лужкова, в 1999 году виртуозно прошелся по не очень ловкому ответу команды мэра на пассажи в адрес предполагаемых родственников со стороны Елены Батуриной.

— Вот его слова: «Никакого отношения Андрей Батурин не имеет к связям с членами семьи моей жены», — процитировал мэра репортер. — Что значит эта фраза? Значит, что существуют некие связи с членами семьи лужковской жены, но к ним не имеет отношения Батурин. К связям не имеет. А к членам семьи его жены имеет или нет? До конца не понятно. А член семьи лужковской жены это кто? А это сам Лужков и есть, он себя так иносказательно называет. Ведь у лужковской жены семья с ним, верно? Я так понимаю. У лужковской жены только с Лужковым семья, верно? Раз женщина взрослая и замужем, то ее семья это та, которая у нее с мужем, правильно? Правильно. Значит, Лужков и есть член семьи своей жены!

«Лужков контролирует все московские суды»

Фото: maksmasterov.livejournal.com

Эдуард Лимонов, писатель и оппозиционер-радикал, в 2007 году стал фигурантом громкого судебного процесса по обвинению в оскорблении чести и достоинства столичного градоначальника. Тогда Лимонов, комментируя решение Тверского суда о запрете проведения в Москве «Русского марша», заявил, что все столичные суды контролирует Лужков. Суд обязал оппозиционера выплатить мэру 500 тысяч рублей. Пользователи рунета обратили внимание на примечательный парадокс: если бы Лимонова признали невиновным, это означало бы, что Лужков суды не контролирует. Что в свою очередь означало бы, будто высказывание Лимонова является клеветой и он все равно виновен. За две недели до смерти столичного руководителя, 27 ноября 2019 года, ЕСПЧ присудил Лимонову 19,5 тысяч евро из-за суда с Лужковым.

Пластмассовые тазики и расцвет коррупции

Фото: мос.ру

Политик Борис Немцов, автор вышедшей в 2010 году книги «Лужков. Итоги», не раз подчеркивал в ней двойственность характера московского мэра.

— Если говорить объективно, есть два Лужкова, — рассуждал Немцов. — Первый — хозяйственник. Это Лужков образца 90-х годов. Он строил дороги, МКАД и Третье транспортное кольцо. Он участвовал в воссоздании Храма Христа Спасителя и вообще всячески содействовал жилищному строительству в Москве. Но есть и второй Лужков — обнаглевший миллионер, «старик Батурин». Когда в 2000 году Лужков окончательно понял, что президентское кресло ему не светит, резко соскочил в сторону. Он возник, когда его жена Елена Батурина активно занялась строительством. Ведь еще в 90-х она, кроме пластмассовых стульчиков и тазиков, ничем другим не занималась. Тогда-то и расцвела столичная коррупция.

«Бабушки свято верят, что Лужков – благодетель»

Фото: ylita.mirtesen.ru

Об экономической привлекательности столицы России во времена правления Лужкова говорили многие аналитики. В их числе оказался публицист Георгий Бовт, отмечавший, что соседние субъекты федерации по временам просто мечтали оказаться в составе Москвы.

— Лужков, конечно, очень сочный и колоритный типаж, которому было бы скучно жить и действовать не на широкую ногу, — писал Бовт вскоре после его отставки. — Юрию Михайловичу ну просто очень сильно повезло с супругой. Пойди федеральные власти на прямые выборы мэра Москвы сейчас, я думаю, у Лужкова и сегодня все равно были бы высокие шансы на победу если не в первом туре, как всякий раз раньше, то уж точно во втором. Москва — город с очень большой долей пенсионного населения, и большинство московских бабушек и поныне свято верят в то, что Лужков с его надбавками — это воистину незаменимый благодетель. Как верят в это, наверное, и те бюджетники, которые такие же надбавки получают. Согласно опросам, большинство жителей Подмосковья выступают за присоединение к Москве как к субъекту федерации опять же из-за «лужковских» льгот и надбавок.

Коверный клоун с самоваром

Одной из примет отошедшей в прошлое Москвы эпохи стал так называемый «лужковский стиль» — популяризация мэром скульптур Зураба Церетели, картин Александра Шилова, а также всевозможных архитектурных проектов, по мастерству исполнения нередко граничивших с китчем.

— «Лужковский стиль» в принципе выступал в Москве как стиль государственный, но это была особая государственность, — отмечал в 2013 году искусствовед Григорий Ревзин. — Она строилась как некая оппозиция официальному холодному брежневскому стилю. Вместо этого Юрий Михайлович желал видеть Москву празднично-пряничную, отчасти сказочную, игровую, в 90-е годы он вообще любил клоунаду и с удовольствием играл роль коверного в цирке Юрия Никулина. Это странно, но в роли новой государственной Москвы должна была выступать Москва несколько в стиле «конфетки-бараночки», «самовары-чайнички», хотя и с маковками церквей. С этим, разумеется, никто не мог работать, потому что этот образ слишком на грани, даже глубоко за гранью пошлости.

«Все, что строит Собянин, запрограммировано при Лужкове»

Фото: expert.ru

Вместе с тем большинство исследователей признают, что многие «заделы» времен бывшего мэра приносят столице свои плоды и поныне. Подразумевая при этом прежде всего транспортную инфраструктуру Москвы.

— Собянин строит метро! — иронизировал блогер Николай Хоменко в 2013 году. — Давайте разберемся... Все, что Собянин сейчас строит, было запрограммировано, запроектировано при Лужкове… А что Собянину собственно делать на посту мэра? Хоть что-то он-то должен делать? Ну да, парки, ну да, дворики — а что еще? Спасибо, конечно, и за это. Но вот такого, опережающего время, как Лужков — реконструкция МКАД, заново строительство Тр.Тр (Третьего транспортного кольца — прим.ред.), в существующей городской застройке, без которого мы уже не мыслим Москву. Фрагменты четвертого и пятого  колец, строительство которых Собянин остановил, а затем возобновил — Собянин не сделал пока ничего.

 

Семья Юрия Лужкова планирует провести церемонию прощания и отпевания в Германии. Похороны экс-мэра Москвы пройдут на Новодевичьем кладбище.

 

 


Показать полную версию новости на сайте