Происходящее в офисе на Усачева стало абсолютной неожиданностью для создателей Nginx, Сысоева и сооснователя компании Nginx Максима Коновалова. В социальных сетях писали, что при обыске сотрудников ставили к стенке и связывали происходящее с интересом Сбербанка, приобретшего ранее в этом году «Рамблер».
Игорь Сысоев и Максим Коновалов (Ведомости)Практически сразу в сеть слили постановление об обыске и версию следствия: якобы неустановленные сотрудники ООО «Рамблер интернет холдинг» (всем очевидно, что речь о самом Сысоеве) до 2004 года по поручению руководства разработали программу «энджиникс» (nginx), исключительные права на которые якобы принадлежат компании. Ущерб Rambler Group якобы составил 51,4 млн рублей (откуда взята эта цифра, не поясняется).
Следственные действия проходили в рамках расследования уголовного дела, которое было возбуждено 4 декабря 2019 года по части 3 статьи 146 УК РФ (нарушение авторских и смежных прав группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере), наказание по этой статье доходит до 6 лет лишения свободы. Срок давности совершения преступления по части 3 статьи 146 УК РФ, о которой идет речь в уголовном деле, составляет 10 лет.
Суть вопроса в том, что создатель технологии Игорь Сысоев занимался разработкой во время работы в Rambler в начале 2000-х годов, и поэтому компания (спустя 15 лет, когда продукт уже стоит под миллиард долларов) внезапно вспомнила о том, что это принадлежащая ей интеллектуальная собственность. В интервью журналу «Хакер» в 2012 году Сысоев рассказывал, что работал в Rambler системным администратором и разрабатывал nginx в свободное от работы время. Эту информацию подтверждают другие активные в то время в «Рамблере» сотрудники, в том числе бывший наниматель Сысоева.
Игорь СысоевКомпания Lynwood Investments CY Ltd (принадлежит Александру Мамуту), которой переданы права на предъявление исков, заявила, что это по ее заявлению правоохранительные органы возбудили уголовное дело и подчеркнула, что не будет комментировать ситуацию до судебного решения.
На сегодняшний день nginx — один из самых популярных веб-серверов для хранения и обработки запросов от пользователей в мире. В ноябре 2019 года nginx обслуживал 33% самых нагруженных сайтов (в количественном отношении это 374 миллиона сайтов). Среди них — «Яндекс», Mail.ru Group, «ВКонтакте», Rambler Group, Netflix, Dropbox и другие. Весной 2019 года американская F5 Networks объявила о покупке nginx за $670 млн. Текущую ситуацию они не комментируют, пока ее оценивают юристы.
По состоянию на 13 декабря, основатели Nginx Игорь Сысоев и Максим Коновалов находятся на свободе. Их отвезли на допрос, после чего отпустили, пока оба находятся в статусе свидетелей (ситуация, когда потенциально обвиняемых квалифицируют как свидетелей — это стандартный прием, который довольно часто используется, чтобы не давать возможности знакомиться с материалами дела). The Bell добавляет деталь, что у основателей Nginx изъяли смартфоны. Каким образом это может помочь в расследовании дела, относящегося ко времени, когда смартфонов еще не существовало, не сообщается.
Тема преследования nginx мгновенно стала резонансной и вызвала множество откликов, в том числе от людей, прямо причастных к фигурантам. Так, бывший исполнительный директор «Рамблера» Игорь Ашманов рассказал, что он лично принимал на работу Сысоева и тот к этому времени уже занимался разработкой веб-сервера nginx. Он также пояснил, что создатель технологии занимал в компании должность сисадмина, которая никак не связана с разработкой программного обеспечения. Ашманов также заявил о готовности выступить в суде. При этом он пообещал привлечь адвоката Тимофея Мусатова, ранее работавшего с русским хакером Винником (Мусатов имеет довольно непонятную причастность к делу Малофеева и Wex, из-за которого две недели подряд эвакуируют обе столицы).
Компания «Яндекс» выступила резко против преследований. «Мы в «Яндексе» считаем, что современный интернет невозможен без культуры open source и людей, которые инвестируют свое время в разработку программ с открытым кодом… Преследования за открытый код — это очень плохой сигнал сообществу программистов», — говорится в заявлении директора по распространению технологий «Яндекса» Григория Бакунова.
Вступились за разработчика и программные комитеты Highload++ и других IT-конференций. По их словам, атака на Игоря Сысоева, который заложил фундамент для качественной работы более 80% всех высоконагруженных ресурсов Рунета, является вопиющим фактом агрессии против всей индустрии. «Он и его продукт стали тем катализатором, который позволил российским сервисам быть конкурентоспособными на мировом рынке».
Свои пять копеек вставил и ближайший соратник оппозиционера Навального, Леонид Волков, который также пофантазировал на тему того, кому выгодно происходящее.
«Смотрите сами: претензии смехотворны, это понятно. При этом работают буквально как по «делу ФБК», никто никаких повесток не присылает, вместо этого одномоментно обыски, задержания, аресты счетов. Из-за чего? Из-за возникших 15 лет назад и внезапно вспомнившихся претензий по авторским правам, оцененным в 51 млн рублей? Ну кам он. В конце концов, Сысоев эти 51 млн рублей может из кармана достать и отдать. После экзита это для него не могут быть большие деньги. Поэтому я ставлю на то, что дело именно в той инфраструктурной роли, которую nginx играет для современного интернета. Я не говорю, что это возможно или невозможно (опенсорсный проект же!), но говорю, что вполне могу себе представить, как ФСБ-шники, которым поставлена задача научиться точечно отключать интернет в России к выборам в Госдуму 2021 года (а то, что такая задача поставлена, мы знаем на 146%), и которые не знают, как к этой задаче подступиться, могут в отчаянных поисках наткнуться на гениальную мысль — а давайте мы Игоря Сысоева схватим, поприжмем, попрессуем, и выпустим из СИЗО в обмен на согласие посотрудничать», — написал оппозиционер в Telegram.
«По поводу действий Рамблера — это обычный рейдерский или полурейдерский захват, абсолютно нерабочие и неправомерные действия, которые не укладываются в нормальную бизнес-практику. Они нанесут репутационный ущерб и самому «Рамблеру», и бизнес-климату IT в России, который и так не очень хороший», — заявил РБК второй фигурант дела, Максим Коновалов.
Обвинения Сысоеву и Коновалову пока не предъявлены. 13 декабря обыски прошли также у них дома.