Людей, желающих одеваться со вкусом и носить хорошие, интересные и необычные вещи, — много. Есть такие, конечно, среди жителей и гостей Севастополя. Но сталкиваются они с суровой реальностью: в городе мало мест, где продают стильную одежду.
В основном, торговые точки — это те же рыночные прилавки под крышами торговых центров и масс-маркеты с вещами среднего качества. Нельзя зайти в первый попавшийся молл и выбирать из представленных брендов — перед этим придется покопаться в Интернете, расспросить знакомых, обойти несколько ТЦ.
Для упрощения задачи желающим купить клевую одежду, «Примечания» подобрали, на наш взгляд, модные севастопольские магазины и пообщались с их создателями.
Stone StoreНа сегодня это, пожалуй, самая популярная и крупная в Севастополе сеть с брендовой одеждой. Собственно, сам Stone Store расположился в небольшом помещении на улице Айвазовского, 3. Но есть и другие проекты: «Август» — на месте «Детского мира» на проспекте Нахимова, 19, «Знай наших!» — в ТЦ «Муссон» на улице Вакуленчука, 29.
Фото Анны ДудкоИстория Stone Store началась 11 лет назад с группы на сайте «Вконтакте». Через нее несколько студентов, мечтавшие о своем магазине, продавали вещи, рассказал сооснователь сети Антон Греков.
«Нам очень нравился футбол и все, что было с ним связано. Этим был сформирован свой вкус и список кэжуал брендов (бренды, которые создают практичную удобную одежду — прим.). Была мечта просто создать хороший магазин, потому что у нас в городе в частности и в Крыму в целом был маленький выбор — от этого мы отталкивались. И уже в 2010 году открыли первый магазин», — пояснил он.
Антон Греков (посередине) и другие основатели Stone Store. Фото предоставлено Антоном ГрековымПо словам предпринимателя, изначально в Stone Store продавалась одежда европейских и американских брендов, потому что у местных производителей не было достаточного опыта для производства одежды высокого качества. Однако в 2014 году, после обвала рубля, российские и СНГ-производители начали расти, их вещи стали доступнее и не уступали европейским маркам, отметил Греков.
«Проект «Август» был задуман как раз в 2014 году (и открыт в 2016), как магазин, который будет объединять локальные бренды, которые не смогут поместиться в один Stone Store. «Август» — это объединение брендов, наш топовый проект. Мы семь месяцев там делали только ремонт, ведь буквально в 2015 году здание «Детского мира» выглядело очень печально, его обходили стороной, — добавил Антон. — А теперь это хорошее место, у наших друзей там кофейня, на третьем этаже — хорошая столовая. И вообще это здание стало местом, где приятно находиться. Часто вижу, как там фотографируются, нам пишут приятные комментарии. В общем, проект «Август» — это то, чем бы гордилась моя мама, я думаю, и я в том числе».
Проект «Август» на проспекте Нахимова, 19. Фото Анны ДудкоВ магазине с говорящим названием «Знай наших!» представлены российские бренды. По словам Грекова, этот проект о том, что создатели сети хотят видеть в плане продажи одежды. Крымский полуостров часто обвиняют в плохом сервисе и высоких ценах, но Севастополь меняется — и есть надежда, что все больше людей будет приезжать в город специально, чтобы покупать вещи. Уже сейчас многие жители Крыма едут в город-герой ради шоппинга в Stone Store, подчеркнул он.
«Мы работаем с брендами напрямую либо с официальными дистрибьюторами, и для нас очень остро стоит вопрос ценообразования. Именно поэтому наш взгляд обращен на локальные российские марки. Нас часто обвиняют в том, что все дорого, футболки от 1,5 до 4 тыс. руб., — сказал сооснователь Stone Store. — Но при этом мы даем людям выбор: у нас есть локальные бренды, они дешевле и не уступают по качеству».
Проект «Август». Фото Анны ДудкоВ магазине за три года было представлено порядка 200 фирм, даже не смотря на санкции, уточнил Антон Греков. Тем не менее, создателям удается обойти эту ситуацию с ограничениями, найти альтернативу. Поэтому, по его мнению, в радиусе тысячи километров нет никого равного сети Stone Store по ассортиментам.
Ориентир для Stone Store — европейские и японские магазины, флагманы уличной моды во всем мире, подчеркнул предприниматель. Какую-то часть того, что делают за рубежом, основатели сети стараются реализовывать в Севастополе, добавил Антон.
Фото Анны Дудко«Это круто, когда знаешь, что то, как ты выглядишь, не уступает таким же ребятам твоего возраста в Америке, Азии, Европе. Это значит просто быть человеком мира. Одежда — это самовыражение и свобода. Мы не хуже ничем, и у наших клиентов есть возможность одеваться так же, по такой же цене», — подытожил Греков.
Prizma shopЭтот магазин находится в центре Севастополя — на улице Большая Морская, 5. Вот уже девять лет в Prizma продают стильную одежду, обувь и аксессуары. Его основатель, который попросил называть его дядя Денис, всегда равнялся на Запад и сначала, в 2010 году, просто хотел носить вещи американских брендов, которые видел в Интернете. Поэтому он стал привозить эту одежду в единичных экземплярах в Севастополь и продавать ее через Интернет-магазин, а спустя год смог открыть Prizma shop.
Фото предоставлено дядей Денисом«Идея была в том, что будущее за кроссовками и за одеждой в уличном стиле. Тогда в меня никто не верил, многие осуждали и насмехались, а сейчас в этом ходят все. Мы пришли к тому, что все кутюрьешные бренды делают «стрит вир». Сейчас, грубо говоря, 70-80% их ассортимента — спортивные костюмы и кроссовки. Народ понимает, что за спортом и за удобной одеждой будущее», — рассказал Денис.
Не смотря на то, что основная аудитория магазина — юноши и девушки до 20 лет, у которых не так много денег на брендовую одежду, спрос на нее в Севастополе есть, отметил бизнесмен. По его словам, так как у Prizma shop заключены контракты со многими фирмами, магазин держит рекомендованные производителем розничные цены. Исключение — вещи, которые приходится привозить своими силами напрямую из Европы, уточнил дядя Денис.
Prizma shop на Большой Морской, 5. Фото предоставлено дядей Денисом«Многие знают, какие бренды мы представляем, и они могут запросто сконвертировать курс валют, который есть на европейском или американском сайте. То есть если там вещь стоит $100, то и у нас она будет стоить $100 по какому-то определенному среднему курсу, не больше и не меньше», — пояснил предприниматель.
Денис считает, что в Крыму и Севастополе должно быть больше магазинов, подобных Prizma. А в Севастополь он старается привозить только то, что сам считает актуальным. Настолько актуальным, что, по его словам, многие вещи даже молодежь не воспринимает сразу и лишь спустя год понимает: это — то, что нужно. А тем временем магазин уже переходит в новый сезон и работает с новыми коллекциями.
Фото предоставлено дядей Денисом«Мы просто хотим привезти те продукты, которые мы считаем самыми востребованными в Европе, Америке и Японии. В самых, так скажем, влиятельных точках нашей планеты, в которых люди и бренды задают моду», — пояснил дядя Денис.
XCLUSIFFСеть XCLUSIFF, в которой продают одежду европейских брендов, пока состоит из двух магазинов. Первый — на первом этаже ТЦ Sea Mall на проспекте Генерала Острякова, 260. Второй — в ТЦ «Муссон».
Его создательница — дизайнер Эльвира Алиджан начинала свое дело 2008 году с обычного магазина на рынке. Спустя пару лет, когда построили Sea Mall, у нее появился маленький магазинчик, который позже переехал в помещение побольше, и открылся магазин в «Муссоне».
Фото предоставлено Эльвирой Алиджан«Я хотела заниматься стилем и не хотела работать на кого-то. Я любыми путями пыталась добиться того, чтобы у меня в жизни было мое дело, чтобы каждый день жить не чьими-то идеями и делами. Магазин и одежда — это такой Океан Стиля, которым я живу с детства, — рассказала Эльвира. — Каждый магазин одежды делает вещи так, как он это видит. Для меня европейский стиль и качество всегда были единственными приемлемыми. В Америке и Европе люди расслабленные, свободные, могут позволить себе разные цвета, разный крой и чувствуют себя абсолютно нормально. И для меня это норма».
Сейчас в Севастополе мало магазинов, подобных XCLUSIFF, Prizma shop и Stone store, но, по словам Эльвиры Алиджан, она старается делать все возможное, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону. В городе пока не так много людей, которые могут оценить эти старания, но дело дизайнера находит отклик, и она благодарна всем своим почитателям и посетителям магазина.
«Я не скажу, что в Севастополе мы хорошо себя чувствуем, наоборот — нам было бы намного лучше, если бы мы работали в других городах. Самое трудное — это быть в Севастополе и содержать магазины в Севастополе. Ты просто крутишься на месте, в какой-то момент это может надоесть, но для развития ты должен набраться максимального опыта», — отметила основательница XCLUSIFF.
Магазин XCLUSIFF в торговом центре Sea Mall. Фото Анны ДудкоПо ее словам, она привозит только качественную одежду, которую сложно найти в других торговых сетях. Около 80% ассортимента ее магазинов — оригинальная европейская одежда. Одновременно в них может быть представлено до 30 брендов, среди которых есть те фирмы, которые редко найдешь в России. Остальные 20% — вещи из Турции.
Заниматься продажей и производством одежды нужно ради отзыва в душе и сердце покупателя, уверена Алиджан. Многие люди переживают, что о них подумают друзья и семья, полагают, что для них современная одежда слишком экстравагантна. Однако лишь один раз надев то, что боялись носить, понимают, стиль — это как раз для них, подчеркнула она.
Магазин XCLUSIFF в ТЦ Sea Mall. Фото Анны Дудко«Самое главное — внутренняя удовлетворенность собой, тем, что ты делаешь. Ты должен быть горд за себя. Ни когда мимо людей пролетел, у них из кармана деньги забрал и полетел дальше, а когда ты у них душу затронул. Деньги — это хорошо, пусть их будет столько, сколько нужно, но только при условии, что на душе будет удовлетворение», — заключила Эльвира.