Эксперты предложили изменения в проект о дошкольном воспитании

17-11-2022 12:15:00
Автор: Эля Короткова
Члены ассоциации «Наше детство» обнаружили в документе ряд недочетов.

В новый проект федеральной образовательной программы дошкольного воспитания необходимо внести ряд изменений. С такой инициативой выступили члены ассоциации «Наше детство».

Документ, о котором идет речь, был создан министерством просвещения РФ совместно с ФГБУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования». Он подразумевает унификацию образовательных программ на всех уровнях, включая дошкольное звено, начиная с января следующего года.

В частности, в программе предложены целевые ориентиры «возможных достижений» для каждого возраста, уделено внимание «формированию основ гражданственности и патриотизма», любви к Родине. Документ затронул даже перечень литературных и мультипликационных произведений, рекомендованный для дошкольников исходя из предлагаемых задач.

Однако члены ассоциации «Наше детство», в которую входят авторы практик и программ дошкольного образования, обнаружили в проекте ряд формулировок, идущих вразрез Федеральным государственным образовательным стандартом в области дошкольного образования.

По словам представителя организации, кандидата педагогических наук Ольги Шиян, при реализации предложенной министерством программы существует риск будущего засилия в саду школьных образовательных форматов, которые не соответствуют особенностям дошкольного возраста.

Строгая фиксация содержания образования нарушает принципы вариативности и индивидуального подхода в «дошколке» и входит в противоречие с и положениями государственного образовательного стандарта в области дошкольного образования, такими как «учет возрастных и индивидуальных особенностей детей» и «развитие инициативности, самостоятельности и ответственности». 

Кроме того, проект делает фактически невозможным использование таких программ дошкольного образования, как Монтессори, Реджио, Вальдорф, Продетей, «Сообщество», «Открытия». Это нарушает принципы вариативности образования и сотрудничества с семьей, у которой могут быть запросы на конкретную методику.

В свою очередь, требование для педагогов о создании отдельных рабочих программ образования и воспитания увеличивает количество бумажной работы, но не влияет на качество взаимодействия с детьми.

По итогам обсуждения эксперты ассоциации «Наше детство» направили в Общественную палату РФ официальное письмо с просьбой пересмотреть спорные положения проекта и внести корректировки. Ведь этот документ напрямую влияет на жизнь детских садов, работу каждого педагога «дошколки» и на будущее детей.

Больше внимания эксперты предложили уделить поддержке инициативы детей, превращая каждого ребенка в полноценного субъекта образования:

«Без такой поддержки невозможно подготовить детей ни к современной школе, ни к современной экономике знаний, предполагающей субъектную позицию, умение совершать осознанный выбор», – считают эксперты.

Члены ассоциации «Наше детство» считают целесообразными мерами опору на существующий ФГОС ДО, смещение внимания с возрастных ориентиров на индивидуальные возможности ребенка, отказ от унификации программ и замену «школизации» на активное применение в садах игры как ведущей деятельности.

Рекомендуется также предоставить большую свободу педагогам и организациям в подборе содержания образования, уделить больше внимания понятию «развивающая предметно-пространственная среда».

За основу программы дошкольного образования педагоги предложили взять действующую в настоящее время «Примерную основную образовательную программу дошкольного образования», прошедшую экспертную оценку и принятую на УМО Минпросвещения России.


Показать полную версию новости на сайте