Тенденция к отказу от личных авто может появиться в России, – Олег Николаев

22-11-2025 14:38:51
Автор: Андрей Дорофеев
Новый утильсбор сильно повысил цены на импортные автомобили.

В России статистика продаж пока не демонстрирует появления тенденции к отказу от легковых автомобилей, но она может возникнуть на фоне повышения утильсбора. Такое мнение высказал член генсовета «Деловой России», генеральный директор петербургской группы компаний «Далпорт», член ФПС партии «Новые люди» экономист Олег Николаев.

Ранее в СМИ появились данные соцопросов, согласно которым среди россиян растёт популярность каршеринга и такси, при этом, снижается доля респондентов, заявляющих, что у них есть личные авто.

По мнению Николаева, нет особой нужды анализировать социологические опросы, если есть рыночная статистика. А вот она пока появление нового тренда не подтверждает: за пять лет число зарегистрированных легковых автомобилей в России выросло на 7%, с 44,15 млн до 47,48 млн. Из общей массы около 800 тысяч легковушек эксплуатируются в качестве такси, еще 75-80 тысяч – в каршеринге.

«В любом случае, никакого тренда, связанного с отказом от личного владения автомобилем в пользу такси или каршеринга в целом по стране нет», – отметил эксперт.

В то же время, он не исключает, что в ближайшем будущем такой тренд появится.

«Новый утильсбор очень сильно повысил цену на новые импортные автомобили, и в этих условиях легко можно представить, что водители из крупнейших городов (где каршеринг и развит) переключатся на аренду вместо покупки. Потому что стимул, связанный с престижем (владение машиной как обозначение социального статуса), отпадает напрочь. Зачем переплачивать несколько миллионов за покупку китайского авто, если можно водить его же в каршеринге, владельцы которого позаботились о том, чтобы завезти автомобили загодя?», – считает Николаев.

По его словам, обратная ситуация наблюдается с такси. Изменения норм, которые готовятся к введению в 2026 году, не располагают к расширению парка таксомоторов – они ограничивают его.

«Понятно, что депутаты хотят поддержать отечественный автопром, но эта поддержка, скорее всего, рискует обернуться ростом цен на услуги такси», – заключил Николаев.


Показать полную версию новости на сайте