Шумоизоляция колёсных арок: эффективные методы борьбы с дорожным шумом

18-12-2021 9:35:00
Автор: Примечания
Практические советы по выбору материалов и технологии монтажа виброизоляции.

Эксперт по монтажу шумоизоляции автомобилей "Студии Автокомфорт" Виктор имеет опыт работы в автокомпании более восьми лет, и рассказывает про один из самых важных участков кузова с точки зрения акустического комфорта. Колёсные арки генерируют значительную долю шума, который проникает в салон, и грамотная их обработка даёт ощутимый результат.

Откуда берётся шум в арках

Дело в том, что колёсные арки находятся в прямом контакте с источниками звука. Вращающееся колесо создаёт воздушный шум от трения протектора с асфальтом, плюс мелкие камни, песок и водяная взвесь постоянно бомбардируют внутреннюю поверхность арки. То есть металлическая панель превращается в своеобразную мембрану, которая резонирует и усиливает все эти удары. На практике частотный диапазон этого шума лежит в пределах от пятисот до четырёх тысяч герц, что особенно неприятно для человеческого уха.

Соответственно, структурный шум распространяется по кузовным элементам дальше, передаётся на лонжероны, стойки и пороги. Вот и получается, что без обработки арок даже дорогая шумоизоляция дверей и пола не даст желаемого эффекта. Скорее всего, вы слышали этот характерный гул на скорости за девяносто километров в час, особенно на крупнозернистом асфальте.

Виды обработки арок

Разберём самые актуальные подходы к шумоизоляции этой зоны. Существует два основных метода: внешняя обработка со стороны колеса и внутренняя со стороны салона. Лично я считаю, что максимальный эффект достигается при комбинировании обоих способов, но это не всегда возможно из-за конструктивных особенностей конкретной модели автомобиля.

Внешняя шумоизоляция

Здесь такой момент: мы снимаем пластиковые подкрылки, которые называются локерами, и работаем непосредственно с металлом арки. На первом этапе поверхность нужно тщательно очистить от грязи, ржавчины и старых антикоррозийных покрытий. Опять же, обезжиривание обязательно, иначе вибродемпфирующий материал не приклеится должным образом. Мы используем листовые самоклеящиеся вибродемпферы на битумно-мастичной или полимерной основе толщиной от двух до трёх миллиметров.

Суть в том, что этот слой гасит резонансные колебания металла, превращая механическую энергию в тепловую. По моему мнению, коэффициент механических потерь должен быть не ниже ноль целых двух десятых, чтобы это работает. Вот, дальше поверх вибродемпфера укладывается звукопоглощающий материал. Например, вспененный полиуретан толщиной шесть или восемь миллиметров с закрытоячеистой структурой отлично справляется с поглощением воздушного шума.

Внутренняя обработка

Если доступ к аркам со стороны салона ограничен, можно обработать их изнутри. В принципе, тут всё аналогично: вибродемпфер на металл, затем шумопоглотитель. Но здесь нужно учитывать, что пространство за обшивкой часто невелико, так что толстые материалы могут создать проблемы при сборке. Допустим, в седанах приходится частично разбирать обшивку багажника и заднего крыла, что требует времени и аккуратности.

Материалы для арок

Стоит заранее разобрать, какие конкретно составы и листовые изделия подходят для этой задачи. В большинстве случаев применяются вибродемпферы на основе битумно-каучуковых мастик с алюминиевой фольгой в качестве несущего слоя. Такие материалы обладают высокой адгезией к металлу, устойчивы к влаге и температурным перепадам от минус сорока до плюс ста градусов Цельсия.

Короче, это отличные параметры для эксплуатации в арках, где постоянно присутствует влага, грязь и реагенты. Как правило, толщина вибродемпфера составляет два или три миллиметра, при этом удельный вес может достигать трёх с половиной килограммов на квадратный метр. Что это значит? Более тяжёлый материал эффективнее гасит низкочастотные вибрации, но утяжеляет подрессоренную массу. Вот, и соответственно, приходится искать баланс.

Звукопоглотители

После вибродемпфирующего слоя обязательно нужен звукопоглощающий материал. Могу рекомендовать вспененные полиолефины или полиуретаны с закрытыми порами, которые не впитывают воду. Так вот, открытоячеистые войлоки хотя и дают хороший коэффициент звукопоглощения, но быстро набирают влагу и теряют свойства. Не рекомендую их использовать в арках без дополнительной гидроизоляции.

На данный момент оптимальным решением считается материал толщиной восемь миллиметров, который обеспечивает коэффициент звукопоглощения от ноль целых шести десятых до ноль целых семи десятых в диапазоне средних частот. Это работает один из самых эффективных способов снизить воздушный шум от колёс. В общем, сочетание вибродемпфера и качественного звукопоглотителя позволяет снизить уровень шума на десять-пятнадцать процентов, что ощущается субъективно как заметное повышение комфорта.

Технология монтажа

Основные этапы включают подготовку поверхности, раскрой материалов и непосредственно оклейку. Значит, сначала демонтируем локеры и колёса для доступа к металлу арки. Затем механически удаляем все загрязнения металлической щёткой или шлифмашинкой, обрабатываем преобразователем ржавчины проблемные участки и обезжириваем растворителем.

Вот, то есть поверхность должна быть сухой и чистой, иначе клеевой слой не сработает. Далее раскраиваем вибродемпфер по форме арки с запасом около двадцати миллиметров по краям. Можно поставить материал в несколько фрагментов, главное чтобы не было зазоров между ними. Прикатываем каждый лист специальным валиком, создавая плотный контакт с металлом. Ну вот, после этого аналогично клеим звукопоглотитель, стараясь не оставлять воздушных карманов.

Практические нюансы

Очень актуальная тема — работа в труднодоступных местах арки. Как бы сложный рельеф с усилителями и технологическими отверстиями требует терпения. Здесь такой момент: материал нужно прогревать строительным феном до температуры сорок-пятьдесят градусов, чтобы он стал пластичнее и лучше облегал изгибы. При этом перегрев недопустим, так как битумная мастика может расплавиться и потерять демпфирующие свойства.

По сути, удаётся достигать классных результатов, когда обработка выполнена максимально плотно, без пропусков. Также важно помнить, что после монтажа шумоизоляции локеры лучше не ставить обратно сразу, а дать материалам день-два на окончательную полимеризацию клеевого слоя. В смысле, под нагрузкой от вибраций и температурных циклов материал окончательно схватывается и начинает работать в полную силу.

Вопросы и ответы

Как это работает в реальных условиях? Комбинированная обработка арок снаружи и изнутри способна снизить уровень дорожного шума на десять-пятнадцать децибел, что субъективно ощущается как значительное улучшение акустического комфорта. Удары камней и шум протектора становятся приглушёнными.

Какие результаты можно достичь при обработке только внешней стороны? Если доступ изнутри ограничен, внешней обработки арок бывает достаточно для заметного эффекта. Главное использовать качественные материалы с высоким коэффициентом механических потерь и правильно подготовить поверхность.

Зачем это нужно, если есть штатные подкрылки? Пластиковые локеры сами по себе дают минимальную защиту от шума, их основная функция — защита от грязи и камней. Добавление вибродемпфирующего и звукопоглощающего слоя кардинально меняет ситуацию, превращая арку из резонатора в акустически нейтральный элемент кузова.

Что делать с влагой и конденсатом под материалом? Поэтому важно выбирать влагостойкие материалы с закрытыми порами и обязательно обрабатывать металл антикоррозийными составами перед оклейкой. Вот и получается, что правильная подготовка исключает проблемы с коррозией.

Что в итоге? Шумоизоляция колёсных арок — высокоэффективный инструмент повышения акустического комфорта в салоне. Грамотный выбор материалов и соблюдение технологии монтажа позволяют добиться устойчивого результата на долгие годы эксплуатации автомобиля.


Показать полную версию новости на сайте