За год с начала строительства вольера временного содержания диких животных на мысе Айя этот объект оброс легендами и домыслами. Слышали о нем многие. Но из-за жестко ограничения проезда автотранспорта лишь неутомимые любители пеших прогулок бывали здесь. Увидев просеку, столбы, сетку забора, рассказывали другим. Так устное народное творчество при недостатке проверенной информации породило слухи, они, как снежный ком, обрастали подробностями.
Так воспроизводственный участок и превратился в «элитное охотничье угодье». Якобы самого президента Украины. На самом деле Янукович, может быть, и слышал о вольере. Но никакого отношения к нему не имел, и ни разу здесь не был.
Вольерный способ содержания дикого зверя позволяет избежать близкородственных связей между особями, улучшать и усиливать породу. Это один из реальных способов борьбы с вырождением лесного зверя, обитающего в ограниченном ареале, какими и являются крымские леса.
Идея создать вольер на склонах гор Кокия-кая, Куш-кая и мыса Айя принадлежит севастопольскому бизнесмену, заядлому охотнику. Эксплуатирует вольер Орлиновское охотничье хозяйство. Как и было сообщено еще в прошлом году, территория вольера доступна для посещения туристам. Для этого в ограждении оборудовано 5 калиток. Есть и ворота с тамбуром двойных ворот для въезда служебного транспорта, подвоза кормов и воды, новых обитателей. Круглосуточная охрана вольера не препятствует проходу. Калитки не запираются на замки. Нужно пройти – открой. Открыл – не забудь закрыть и проволочку замотать: зверю пока не желательно покидать вольер. Это потом будет организована искусственная миграция зверя, обмен с другими питомниками.
Сегодня в вольере обитает семейство из трех взрослых оленей и нескольких оленят. Приехали они к нам из Алуштинского заповедника. Есть аборигенные кабаны и поросята, есть гости из Алушты и Николаевского питомника. Всего 30 голов. Есть и десяток косуль.
Увидеть их днем сложно. Это не зоопарк. Зверь ведет ночной образ жизни. К кормушкам и к водопою выходит только после захода солнца. Зверь осторожный, и к человеку не подходит. Но следов пребывания в лесу много. Когда-то на склонах урочища Кокия-Бёль журчали родники. И сегодня есть несколько источников, способных напоить зверя. Вода мутная, ее немного. Но она есть. Водопой расчищен от наносной глины. В засушливый период предусмотрен подвоз воды автоцистерной.
И еще одна новация встретится туристу в лесу вольера. Здесь на протяжении веков селился человек. И остатки садов сохранились до наших дней. К ним давно не прикасалась рука человека. И вот год-два назад на старых стволах деревьев появились современные прививки новых сортов яблони и груши. Они прижились, пошли в рост и даже дали первый небогатый урожай. Таких деревьев в пределах вольера уже 110. Будет больше. Интерес к чаирам (старым садам) сейчас проявляют и ученые-селекционеры, и предприниматели-аграрии.
Владимир Илларионовфото и видео автора