Знакомьтесь, лучший севастопольский преподаватель школы искусств

16-11-2014 09:59:58
Автор: Антон Седнин
Секрет своего успеха Диана Клепче, педагог по классу скрипка севастопольской музыкальной школы № 8, объясняет тем, что всегда ставила перед собой высокую планку и работала на результат. К этому она готовит и всех воспитанников, в каждом из которых видит п

В этом году Севастополь впервые принимал участие в Общероссийском конкурсе «Лучший преподаватель детской школы искусств». Расскажите о конкурсе.

Этот конкурс достаточно молодой, проводится всего третий год, но на очень высоком уровне. В 2012 году была только одна номинация – «Лучший преподаватель школы искусств». В прошлом году добавили – «Лучшая школа искусств», а в этом году добавились «Молодые дарования России».

То есть уже три номинации. Все это поддерживается Министерством культуры Российской Федерации и правительством России, поэтому очень серьезные премии, оплата проезда в Москву, экскурсионное сопровождение, мастер-классы с профессорами, концерты.

А как проходила церемония награждения?

Награждали нас на новой сцене Большого Театра России. В этот день была экскурсия по театру. После реставрации он получил свой исторический облик и превратился в сказочный дворец, где восстановлено все до мельчайших деталей.

Потом была репетиция с режиссером и в 19.00 состоялась церемония награждения лауреатов и гала-концерт. Далее началось вручение грамот и цветов. Поздравляли и награждали нас заместитель Министра культуры Григорий Ивлиев и звезда балета Никалай Циcкаридзе.

А гала-концерт оказался на высочайшем уровне и тронул до слез! Выступала Екатерина Мечетина, ансамбль ударных инструментов Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, учащиеся Московской государственной хореографической академии, симфонический оркестр музыкального колледжа при МГК под руководством Анатолия Левина, солисты балета Большого театра и сводный хор Академии хорового искусства имени В.С. Попова. Гала-концерт вызвал восторг и восхищение!

Кроме того, нам вручили премии и не маленькие. Это красивое событие в жизни останется в памяти навсегда.  

Как Вы узнали о конкурсе, можете вспомнить тот день, что Вы тогда  подумали? Что нужно было сделать?

Вообще-то этот конкурс проводился в России в начале года, но поскольку мы присоединились немного позже, нам решили сделать дополнительный конкурс. От региона обычно побеждает одна школа, один педагог и один ребенок, но и здесь для Республики Крым и города Севастополя сделали исключение. Вероятно, на это решение повлияла та праздничная эйфория, которую вызвало присоединение Крыма. В Севастополе по два победителя: две школы, два педагога и два ребенка.

О конкурсе стало известно летом. Мне позвонили из городского управления культуры и предложили выдвинуть на этот конкурс. У меня в это время был летний отпуск. Сказали, что  нужно отсканировать грамоты за последние 3 года, найти видеозаписи концертов, открытых уроков и выступления лучших учеников. И еще сделать фильм о классе и лучшей ученице. Грамот имелось действительно много, а с фильмом помогли родители учеников. Они ведут историю класса, записывают своих детей, поэтому материалов много. Откровенно говоря, сдали и забыли об этом.

Что Вы почувствовали, когда на Вас обрушилось звание «Лучший педагог школы искусств»? Как это быть первым?

Чувствуешь себя первооткрывателем. Откровенно говоря, все это для меня немного неожиданно. Конечно же, я была очень счастлива и рада. Но меня не отпускало двоякое ощущение, ведь понятно, что достойных преподавателей в Севастополе много и у меня возникло неловкое чувство перед другими, будто на мне вина, что не они победили.

Но, тем не менее, я осознаю, что очень много отдаю работе своих сил и времени. Ведь моя работа – это также и мое хобби тоже. Знаете, как здорово, когда профессия и желание совпадают. Я очень люблю детей и могу сутками заниматься с ними. Бывают такие дни, когда не в духе, нет настроения, но приходишь на работу, десять минут и все налаживается. Когда ты работаешь с детьми искренне и профессионально – они это чувствуют и тоже стараются. Хотя я очень требовательная и, наверное, строгая.

А вообще, конечно, приятно, что мой труд так высоко оценили. Все-таки не так долго работаю в Севастополе, как другие преподаватели, восьмой год, и мне было вдвойне приятно, когда о победе стало известно. Сразу стали звонить коллеги  и говорить: «Поздравляем! Честно, заслужено! Мы за Вас очень рады».

Кроме меня от Севастополя победила также Наталья Антипова – педагог-теоретик из первой музыкальной школы. А в номинации «Лучшая школа искусств» – выиграла  музыкальная школа № 1 им. Римского-Корсаково и Художественная школа.

Вы имели возможность общаться с лучшими  педагогами России, как Вы теперь оцениваете потенциал Севастополя?

Мы только туда приехали, зарегистрировались, в первый же день была конференция и концерт. Со следующего начались мастер-классы, которые вели лучшие профессора России. Преподаватели Московской консерватории, Российской академии музыки им. Гнесиных, музыкального колледжа при Московской консерватории. Очень высокий уровень. Общение с мастерами такого класса – уже счастье. Также я была на мастер-классе звезды оперной сцены Любови Казарновской.

Всего таких мастер-классов состоялось десять по всем специальностям. На них мы все перезнакомились с преподавателями из других регионов. Выступало много скрипачей – было здорово, но я понимала, что у меня тоже очень сильный класс, и многие ученики соответствуют уровню Москвы. Благодаря этому я утвердилась в своей работе и теперь полна сил и вдохновенья трудиться дальше.

Раньше мы оставались отдалены от Москвы, и она была для нас чем-то далеким и несбыточным. Но теперь, я думаю, наши перспективы очень расширились.

А как там встречали Севастополь?

Везде только патриотизм: «Севастополь! Класс! Как хорошо, что вы наши!» За последние два месяца я была в Москве два раза по неделе. Пообщалась с коллегами, музыкантами и везде встречали радостно и доброжелательно. Интересовались, как мы там, выражали свою поддержку.

В первую очередь Вы все же педагог или музыкант? Может быть, Вы выступаете или сочиняете музыку?

Действительно, многие севастопольские преподаватели играют в оркестре или ансамблях. Но я полностью погружена в своих учеников и если играю, то только дома для себя  или редко для своих гостей. Хотя я очень скучаю по игре на скрипке. Но серьезно не занимаюсь очень давно.

Педагогическая деятельность забирает очень много времени. Я работаю с 10 утра и до вечера, со школы ухожу почти всегда последняя, а перед концертами, конкурсами, когда мы усиленно репетируем, приходится заниматься допоздна.

Сейчас я очень много обрабатываю для ансамбля, пишу партитуры. В репертуаре двух ансамблей сейчас 15 произведений. Но в начале работы в 80-е годы, когда мне казалось, мало удобных пьес для начального обучения скрипача, я немного сочиняла для самых маленьких. Это были незамысловатые песенки: «Рыбка», «Птичка», «Лягушка», «Мишка», «Белочка» и т.д. Я до сих пор использую эти их в работе.

Некоторые современные композиторы присылают мне свои произведения. Сейчас я общаюсь с Александром Гоноболиным. Он пишет очень красивую музыку. И детям очень нравятся его произведения. Недавно он прислал новые сборники, и мы с радостью начинаем над ними работать. Также присылают свои произведения Л. Працюк и И.Мохначева.

А какая музыка нравится Вам, и что любите играть?

Мой любимый композитор – Вивальди. Нравится Чайковский, Моцарт и вообще все классики. А когда плохое настроение слушаю Вивальди или сама играю на скрипке. А если говорить о стилях, то я люблю классику.

Когда  ребенок идет к Вам в ученики, на что Вы обращаете внимание? Можно сразу определить – будет из него музыкант или нет? Какие качества должны присутствовать у ребенка изначально?

Раньше, чтобы поступить в музыкальную школу, был серьезный отбор. Возможно, поэтому в школах сохранялся высокий уровень. Даже смотрели руки, чтобы не имелось сильной гибкости, и были достаточно длинные пальцы. Потом в трудные 90-е годы брали в школу всех, кто придет. Уровень, конечно снизился.

Сейчас на поступление в музыкальную школу опять проходят конкурсы, если есть возможность выбирать. Но отличные музыкальные данные еще не залог успеха. Бывает так, что неспособный ребенок оказывается большим тружеником, и  добивается серьезных успехов. Или наоборот.

При этом я никогда не беру ученика просто так, как говорится, для нагрузки. От меня за все эти годы никто не ушел, я всех довожу до конца, хотя дети бывают разные. И с ходу определить трудно. Тут не все зависит от меня, многое определяется личными качествами ученика, насколько старательно он станет заниматься. Но я сразу предупреждаю родителей, что работаю на результат, и если они просто хотят чем-то занять ребенка, то им не ко мне. Это не кружок. Но если все сходится, хорошие музыкальные данные плюс трудолюбие ребенка, плюс помощь родителей в организации домашних занятий, и результат будет обязательно.

Мне коллеги всегда говорили: «Не забывай, что ты работаешь в простой музыкальной школе, зачем давать такую сложную программу. Нужно проще, наша задача – начальная стадия». Если бы я их слушала, наверное, все было бы по-другому.

И не нужно забывать, что в основном в музыкальной школе учатся дети интеллигенции: врачей, педагогов, учителей. Вы знаете, какие там зарплаты. Но, скрипка дорогой инструмент и я рекомендую, чтобы ученики занимались на хороших инструментах. Для родителей это, конечно, очень накладно. Но важно, чтобы юный музыкант начинал обучение на качественном инструменте, это одна из составляющих успеха.

Как долго Вы педагог? Сколько за это время у Вас было учеников и сколько их сейчас?

У меня уже тридцать лет стажа и, конечно же, за это время было много учеников. Думаю, что выпустила около 80 человек. Каждый из них для меня дорог, и я храню их фотографии, со многими мы общаемся. Мне кажется, что быть преподавателем мое призвание.

Когда я закончила учебу, все однокурсники хотели играть в оркестре. И вот представьте ситуацию, я как играющая девочка, получаю распределение в оркестр, а у меня глаза горят: «Я хочу в школу». У меня была цель работать с детьми. Поэтому, когда я пришла к директору получать направление, очень расстроилась. Он, конечно, оказался в шоке, ведь все в такой ситуации радуются, а я расстроилась.

В итоге пришлось поехать в родную школу в Армянске. Мне очень повезло, был дружный коллектив и сильный преподавательский состав. Преподаватели оказались в основном из Свердловска, Новосибирска. И еще имелся замечательный директор – Соколов Николай Александрович. Прекрасный музыкант, педагог и человек. Я с большим энтузиазмом окунулась в работу. И ту музыкальную школу 80-х годов я вспоминаю с большой любовью. Была атмосфера музыки и творчества. Сейчас школа давно не та, и я счастлива, что переехала в Севастополь.

Сегодня у меня 14 учеников в возрасте от 5 до 14 лет и два коллектива: старший и младший ансамбли скрипачей.  Мои дети всегда хорошо играли, были крепкими и сейчас у меня лауреатский класс. У каждого ученика есть в своем архиве грамоты с нескольких конкурсов. Мы активно участвуем в концертах.

В прошлом году выпустилась моя лучшая ученица за последние годы – Алина Бобошко. Если бы она еще училась, то получила бы премию в этом престижном конкурсе, в номинации «Молодое дарование России» от Севастополя. Очень достойная скрипачка. В этом году выпускается три ученицы. Все собираются продолжить музыкальное образование.

На сегодняшний день у меня четыре лучших ученицы: Богдана Пасечная, Ульяна Данилина, София Сызоненко и Алина Нехайчик. Также очень радуют подрастающие крепкие малыши.

А почему Вы выбрали скрипку?

Родилась я в России, но долгие годы жила в Армянске. Родители переехали туда, когда я была еще ребенком. Там как раз построили большой завод «Титан», давали всем квартиры и мы остались там жить.

Мама планировала отдать меня в музыкальную школу на фортепиано. Это была очень хорошая школа. В связи с тем, что в этом новом строящемся городе всем давали квартиры, директор нашей музыкальной школы  Безуглая Л.С. начала подтягивать преподавателей из других городов. Таким образом, сложился очень высококлассный преподавательский состав.

В свои семь лет я уже была большая для скрипки, но когда директор меня послушала, то сказала, чтобы я училась на скрипке, потому что у меня, по ее мнению, очень хороший слух. А я уже настроилась, что буду играть на пианино, и даже расстроилась. Раньше все хотели играть на фортепиано. Но она меня уговорила, мол, годик поиграю на скрипочке и если не понравиться, на пианино всегда перейти можно. Но кто со скрипки уйдет? Мне понравилось, потому что обучение давалось всегда легко.

В Севастополь мы переехали, когда мой сын поступил учиться сюда, в МГУ. Я пошла работать в музыкальную школу № 8. Причем до этого два года не могла найти место работы. Но очень полюбила этот город и счастлива, что живу в нем. Севастополь очень хороший для жизни город.

Кроме скрипки, я также немного играю и на гитаре. После скрипки на гитаре вообще легко играть. Даже использую это как бонус, когда учу детей. Говорю, если будешь хорошо заниматься, научу играть на гитаре. Но и здесь я учу их классике: Окуджава, Митяев, романсы. Приучаю к красивому. А современную музыку они сами выучат, если захотят.

Как Вы оцениваете, с присоединением к России в культурном плане город выиграет?

Я могу сказать, что в плане культуры у нас больше перспектив появилось, это однозначно. Во-первых, мы теперь имеем возможность ездить в Москву. Вот объявят сейчас курсы повышения квалификации в Москве, поеду с радостью, даже за свой счет.

У нас расширились возможности, появились перспективы и планы. Поучаствовав в этом конкурсе, я вижу, что теперь есть, куда расти и знаю, что отдача будет. Надеюсь, что культурный уровень Севастополя поднимется, появится больше залов, фестивалей, конкурсов, что обратят внимание на благоустройство наших музыкальных школ.

Ваша семья, поддерживает Вас?

Да, моя семья всегда меня поддерживает, и с пониманием относится к специфике профессии. Концерты, конкурсы, фестивали, поездки.

А как Вы расслабляетесь? Есть какое-то хобби, увлечения?

С юности я увлекаюсь фотографией. Очень люблю фотографировать. Фотографирую все, что вижу. У меня фотографии везде-везде. Хотелось бы купить профессиональный фотоаппарат, но это же нужно с собой носить, а хороший весит пару килограмм, да и по объему большой, неудобно. А хочется.

Я очень люблю литературу и живопись. Но, здесь, как и в музыке, я классик. Читаю в основном русских авторов. В живописи тоже очень люблю Брюллова, Айвазовского и итальянцев 16-18 века.

Также нравится путешествовать, обожаю Санкт-Петербург. И, конечно же, очень люблю море. Просто гулять по нашей красивой набережной, фотографировать. А еще – собирать грибы. Люблю очень раннюю и позднюю весну, когда природа замирает и возрождается.  

Я знаю, что в этом году Ваши детки также поучаствовали в Фестивале творческой молодежи Крыма и Севастополя в Москве. Расскажите об этой поездке.

Я так думаю, что это был своеобразный подарок от Москвы. Нам, как победителям фестиваля, посчастливилось выступить на гала-концерте в зале Храма Христа Спасителя. Кроме этого, всем полностью оплатили поездку, были замечательные экскурсии в Кремле, в оружейной палате, в Третьяковской галерее, в удивительно красивой Троице-Сергиевской Лавре. А также прогулка по Москва-реке.

Специально для этого фестиваля мы за двадцать дней подготовили новую программу. Пришлось весь август усиленно работать, каждый день по три часа репетировали. Но все не зря. Из 30 номеров на заключительный гала-концерт выбрали восемь. И наш ансамбль попал в восьмерку! В Москве мы получили высокую оценку, если конкретизировать – за формат ансамбля, в котором были дети от 5 лет до 14. Зал громко аплодировал и кричал: «Браво!»

Это для ребят такое достойное вознаграждение за работу, настоящий праздник. Гала-концерт был только по пригласительным билетам. И что интересно, все участники перед фестивалем подавали свои фотографии, но на буклете напечатали фотографию именно нашего ансамбля. Этот снимок сделали пять лет назад на фоне символа Севастополя, но он оказался актуальным на сегодняшний день. На память о фестивале осталось много памятных призов и сувениров. Дети в восторге!

И, конечно же, хотелось бы пожелать творческих успехов всем нашим севастопольским преподавателям, которые учат детей прекрасному, будь то музыка, живопись или вокал. У нас уникальный, очень красивый город, и так хочется, чтобы уровень культуры в нем поднимался, хочется гордиться не только героической историей, но и сегодняшним днем. Сейчас появился шанс, нас обещают поддерживать. Будем надеяться, что творческая жизнь забьет ключом и обязательно одарит нас виртуозными исполнителями и новыми прекрасными произведениями искусства.


Показать полную версию новости на сайте