Проблемы развития яхтинга в Крыму и Севастополе

16-12-2014 11:08:38
Автор:
Россия обладает одной из самых протяженных береговых линий в мире и может зарабатывать миллионы на морском туризме. К сожалению, такого рода бизнес пока не получил в нашей стране должного развития. О состоянии отечественного яхтинга и о перспективах разв

На сегодняшний день, работы у ассоциации предостаточно. Дело в том, что законодательство Российской Федерации пока не совершенно в сфере такого рода бизнеса, а только начинает свое развитие. Яхтинг нуждается в поддержке со стороны правительства. Что нужно для развития яхтинга на полуострове, нам рассказал руководитель организации Игорь Тамойкин.

Игорь Юрьевич, расскажите, каков международный опыт с сфере яхтинга и что нужно для развития этого бизнеса в Крыму?

Все познается в сравнении. Возьмем, к примеру, Турцию и страны Средиземноморья. Там огромное наличие лодок и марин (марина — яхтенная стоянка прим. ред.) Это очень развитая сфера морского туризма. Например, в Турции яхтенных марин (Средиземное и Мраморное моря) — 29, общее количество швартовых мест – 10347. Всего яхт, катеров и лодок — более 80 000. Яхтенный туризм приносит около 25 % прибыли от всего туризма. В 2010 г. доход от яхтенного туризма составил почти 3 млрд. евро, а с 2023 г. ежегодно ожидается не менее 14,6 млрд. евро. Страна занимает 3-е место в мире по производству яхт после Италии и Голландии. В Турции зарегистрировано более 360 компаний по строительству, ремонту и переоборудованию яхт и катеров, в год они зарабатывают не менее 300 млн. евро. В последнее десятилетие все указывает на тенденцию к новому росту благодаря правительственным программам. Нам достаточно перенять международный опыт.

Какие проблемы вы видите в законодательстве?

Например, мне хочется зайди сюда на лодке под иностранным флагом. Я могу базировать лодку здесь на год, но моя виза действует только три месяца. Через три месяца мне нужно выезжать и снова въезжать сюда. Вопрос: что я буду делать с лодкой? Мне же нужно быть готовым её увезти. А вдруг мне не продлят визу? Практика средиземноморских стран показывает, что я могу заявить, что хочу находиться здесь до года, и мне дадут визу. Основанием нахождения в стране будет считаться судно, на котором я пришел. Что касается существования маломерного флота, нашего, родного, севастопольского и Балаклавского, крымского, получается так, что сейчас у нас действуют несколько регистров, которые решают вопрос в зависимости от того, занимаюсь я коммерческой деятельностью или нет, отношусь либо туда, либо туда. У семи нянек дитя обычно без присмотра. Мы говорим о том, что нужно иметь одну регистрирующую структуру, которая позволит все маломерные суда свести в одни хозяйственные руки.

Нигде в близлежащих странах нет такого жесткого регулирования хождения лодок вдоль побережья. У нас есть уведомительный характер. Не позднее чем за 4 часа до выхода в море я должен уведомить пограничную заставу о том, что я иду в то или иное место в зависимости от категории плавания, которое имеет мое судно. Что получается. Поскольку я не знаю, пойду ли я завтра и будут ли у меня клиенты или нет, я с вечера говорю: берем на всех. Получается, что это формальности. Все суда, которые находятся на стоянке с вечера получают добро на завтрашней выход, вне зависимости от того, пойдет оно или нет. Зачем? Мне проще выходить, когда мне нужно. Все мы решили выйти мгновенно и все мы должны получить разрешение одновременно у пограничников. Это коллапс. Поэтому получается, дежурная служба запрашивает разрешения по формальным спискам. С точки зрения контролирования процесса, нет ответственности.

Существует ли программа развития яхтинга на полуострове?

Самое главное — отсутствие стратегии развития яхтинга. Нас, конечно, в первую очередь интересует Крым, потому что Крым без лодок прибрежья — это не Крым. Стратегии развития нет. Чтобы привлечь сюда лодки, нужно иметь соответствующие стоянки, которые имеют определенные характеристики. Наши стоянки не соответствуют этим характеристикам, принятым во всем мире. Черноморское побережье Турции развивается бешенными темпами. Что мешает нам? Мы сейчас вычленили все позиции, которые существуют, и попытались их донести наверх.

Какая реакция последовала?

Впервые о проблемах Крыма мы заявили на форуме «Морской тризм» в Питере. Это послужило толчком для того, чтобы принять решение в рамках партии «Единая Россия»  создания общественной комиссии по развитию яхтинга в РФ, куда мы и вошли. И вот это заседание, которое сейчас прошло в ноябре в ГосДуме, было посвящено всем проблемам, которые существуют. Впервые мы их озвучили с трибуны в том пакете, который для нас кажется понятным и разумным.

Таможенные органы не имеют законодательной инициативы, поэтому они только выполняют то, что им приписано. Другое дело, что они делегируют своих экспертов в работу законодательных органов и пытаются что-то донести, как они это видят. Им, конечно, проще запретить, чем разрешить. Поэтому, лучше взять наиболее объяснимый мировой опыт и просто переложить калькой на те условия, которые есть у нас с нашими особенностями.

Таможня отвечает, что все в порядке и их это устраивает. Другое дело, если бы устраивало владельцев судов, их было бы здесь полно. Хозяева и капитаны ищут места, где им выгоднее стоять, либо интереснее, либо дешевле, либо удобнее. Значит, у нас либо не так дешево, либо не так удобно или не так интересно.

Предполагается, что поправки в законодательство для начала внесут по Крымскому федеральному округу. К тому же севастопольскими капитанами разработана концепция развития яхтинга в Крыму. Если будет результат, инновацию внедрят и в других регионах страны. 

Спасибо большое за беседу, Игорь Юрьевич.


Показать полную версию новости на сайте