По следам забытых дорог. Старая ялтинская трасса

18-01-2015 12:23:31
Автор: Антон Седнин
Наш новый маршрут выходного дня пройдет по дороге, больше похожей на декорации к голливудской сказке, триллеру или приключенческой истории. Одевайтесь удобнее и в путь!

Как сильно манят путешественников места, из которых однажды ушел человек. Там можно ощутить прошлое и будущее одновременно: достаточно вытащить из своей памяти слайды и заставить их ожить, а затем добавить к ним каких-нибудь голливудских спецэффектов: потрескавшийся асфальт, пробивающиеся сквозь него корни деревьев, покосившиеся строения, оплетенные плющами и лианами. Хлопают крыльями птицы и пасутся косули на заросших газонах.

Примерно то же самое произошло и с дорогой, которая в 1848 году соединила Ялту и Севастополь. Изящная, витиеватая,  живописная, она единственная соединяла скрепляла слоем асфальта два города. Но время шло, численность машин и скорость передвижения по узким серпантинам росла, а природа неумолимо отвоевывала свою территорию, то спуская на дорогу обвалы, то сели. Старое ялтинское шоссе  становилось все больше похоже на небритого мужчину с необитаемого острова. И в 1972 году решено было проложить всем известную автомобильную трассу Н-19.

С севастопольского автовокзала каждые 30 минут отходят рейсовые автобусы в направлении Ялты, а билет до поворота на Форос стоит всего 75 рублей.  Да, именно до Фороса, так как оттуда и начинается самый интересный участок покинутых территорий. Прямо от остановки «Форос» напротив бетонного монумента с одноименной надписью есть поворот налево, который круто забирает вверх в сторону гор. В течение первых же 10 минут дорога начинает виться серпантином, и если на первом же перекрестке не свернуть направо, есть прекрасная возможность оказаться возле белокаменной красавицы — Форосской церкви или, как ее еще называют, церкви Вознесения Христова, построенной на крутом 400-метровом обрыве Красной скалы в 1892 году. Но это направление «налево», к Байдарским воротам в знаменитый «Шалаш» и обратно в Севастополь, а нам-то «направо» —  в сторону Чертовой лестницы и, при особом рвении, дальше к Алупке.

Откровенно говоря, старое шоссе не настолько заброшенное, чтобы снимать там постапокалиптические фильмы — оно живет своей жизнью, его даже ремонтируют и чистят время от времени, и там продолжают регулярно кататься туристы и  спортивные гонщики. Кстати, о них. Старая ялтинская дорога ежегодно становится ареной для традиционного крымского ралли по серпантинам, не говоря уже о неофициальных гонках среди любителей форсажа. Возможно, чинят ее на самом деле вовсе не из культурно-исторических соображений, кто знает. Хотя как раз на старой дороге снимали «Кавказскую пленницу», а из последних, например, «Дикари».

Старая дорога проходит достаточно высоко над уровнем моря — прямо у подножия скал. В то время, когда ее прокладывали, строители не располагали необходимыми технологиями, чтобы пробиться сквозь прибрежные скалы, как это сделано в наше время, и построили ее выше.  Теперь, спустя 100 с лишним лет, пешие туристы, велосипедисты и скалолазы каждый раз мысленно благодарят эти обстоятельства за комфортный путь к самому подножию гор, чьи стены местами нависают прямо над головой или уходят вглубь леса, оставляя место для туристических стоянок. Дорога  действительно удивительная: сотня поворотов, и ни один не похож на предыдущий. Здесь она проходит под сводом густых ветвей, через которые едва проникает солнечный свет, и создается впечатление, будто попал в тоннель.  После того, как мы выныриваем из него, перед нами на все 180 градусов открывается прекрасная южнобережная панорама: справа — ультрамариновое море и прибрежные поселки, слева — неприступные исполинские скалы и языки оползней, а впереди — знак «Несколько поворотов».

Пожалуй, одной из главных достопримечательностей старой трассы является перевал Шайтан-Мердвень, или в переводе с крымскотатарского «Чертова лестница». Это один из древнейших крымских путей, освоенных еще римлянами для соединения Южного Берега с остальной его частью — путем римских легионеров, идущих из крепости Харакс на Ай-Тодоре в Херсонес в те времена, когда шторм перекрывал им морской путь. Лестница эта — исключительно природное творение, которое римляне облагородили для проезда коней и повозок, и за которым пристально следили из крепости Иссар на соседнем с Шайтан-Мердвенью утесе.

Протяженность подъема — около 250 метров. Верхняя «ступень» находится на высоте 578 м над уровнем моря. Тем не менее, подъем наверх занимает не более 20-ти минут даже у неподготовленного путешественника. Перед скалой Хергиани вдоль по шоссе есть небольшой мостик. Вблизи ухоженной могилы крымских партизан с мемориальной доской здесь находится вход на тропу «Чертова лестница», обозначенный табличкой и декоративной вывеской с деревянной аркой. Даже в особо азартном упоении пейзажами сложно пропустить такой вход. На тропе нужно быть осторожным и периодически переключать внимание с окружающих красот себе под ноги, так как тропа каменистая и часто обрывистая, к тому же среди этих известняковых плит и окаменевших глин иногда попадаются остатки боковых стен и парные колеи, выбитые колесами древних повозок. Направление движения по тропе обозначено краской, поэтому потеряться сложно. В конце тропы откроется первая небольшая смотровая площадка, с которой видно лишь толику причудливой панорамы. Так что не задерживаясь, следуйте на ближайшую вершину слева, где вся Старая ялтинская предстанет перед вами как на ладони. Да что там Старая ялтинская — вам откроется живая, не гугловская карта почти всего Южного берега Крыма.  И можно будет часами разглядывать крохотные домики поселков на побережье, считать миниатюрные автомобили на трассе, прослеживать рекомендованные морские пути и причудливые траектории полетов стрижей. Кстати, и чай там лучше пьется, и время как будто замирает.

Дальше — спуск в обратном направлении на старую дорогу. К остановке уже на современном ялтинском шоссе. Тем, кто возвращается на автобусе, рекомендуется спуститься к автобусной остановке засветло — так легче поймать проходящие рейсовые автобусы до Севастопольского автовокзала.

Вот такой простой непыльный маршрут можно спланировать на один выходной день. Незабываемых вам прогулок по следам забытых дорог!


Показать полную версию новости на сайте