Как сильно манят путешественников места, из которых однажды ушел человек. Там можно ощутить прошлое и будущее одновременно: достаточно вытащить из своей памяти слайды и заставить их ожить, а затем добавить к ним каких-нибудь голливудских спецэффектов: потрескавшийся асфальт, пробивающиеся сквозь него корни деревьев, покосившиеся строения, оплетенные плющами и лианами. Хлопают крыльями птицы и пасутся косули на заросших газонах.
Примерно то же самое произошло и с дорогой, которая в 1848 году соединила Ялту и Севастополь. Изящная, витиеватая, живописная, она единственная соединяла скрепляла слоем асфальта два города. Но время шло, численность машин и скорость передвижения по узким серпантинам росла, а природа неумолимо отвоевывала свою территорию, то спуская на дорогу обвалы, то сели. Старое ялтинское шоссе становилось все больше похоже на небритого мужчину с необитаемого острова. И в 1972 году решено было проложить всем известную автомобильную трассу Н-19.
С севастопольского автовокзала каждые 30 минут отходят рейсовые автобусы в направлении Ялты, а билет до поворота на Форос стоит всего 75 рублей. Да, именно до Фороса, так как оттуда и начинается самый интересный участок покинутых территорий. Прямо от остановки «Форос» напротив бетонного монумента с одноименной надписью есть поворот налево, который круто забирает вверх в сторону гор. В течение первых же 10 минут дорога начинает виться серпантином, и если на первом же перекрестке не свернуть направо, есть прекрасная возможность оказаться возле белокаменной красавицы — Форосской церкви или, как ее еще называют, церкви Вознесения Христова, построенной на крутом 400-метровом обрыве Красной скалы в 1892 году. Но это направление «налево», к Байдарским воротам в знаменитый «Шалаш» и обратно в Севастополь, а нам-то «направо» — в сторону Чертовой лестницы и, при особом рвении, дальше к Алупке.
Откровенно говоря, старое шоссе не настолько заброшенное, чтобы снимать там постапокалиптические фильмы — оно живет своей жизнью, его даже ремонтируют и чистят время от времени, и там продолжают регулярно кататься туристы и спортивные гонщики. Кстати, о них. Старая ялтинская дорога ежегодно становится ареной для традиционного крымского ралли по серпантинам, не говоря уже о неофициальных гонках среди любителей форсажа. Возможно, чинят ее на самом деле вовсе не из культурно-исторических соображений, кто знает. Хотя как раз на старой дороге снимали «Кавказскую пленницу», а из последних, например, «Дикари».
Старая дорога проходит достаточно высоко над уровнем моря — прямо у подножия скал. В то время, когда ее прокладывали, строители не располагали необходимыми технологиями, чтобы пробиться сквозь прибрежные скалы, как это сделано в наше время, и построили ее выше. Теперь, спустя 100 с лишним лет, пешие туристы, велосипедисты и скалолазы каждый раз мысленно благодарят эти обстоятельства за комфортный путь к самому подножию гор, чьи стены местами нависают прямо над головой или уходят вглубь леса, оставляя место для туристических стоянок. Дорога действительно удивительная: сотня поворотов, и ни один не похож на предыдущий. Здесь она проходит под сводом густых ветвей, через которые едва проникает солнечный свет, и создается впечатление, будто попал в тоннель. После того, как мы выныриваем из него, перед нами на все 180 градусов открывается прекрасная южнобережная панорама: справа — ультрамариновое море и прибрежные поселки, слева — неприступные исполинские скалы и языки оползней, а впереди — знак «Несколько поворотов».
Пожалуй, одной из главных достопримечательностей старой трассы является перевал Шайтан-Мердвень, или в переводе с крымскотатарского «Чертова лестница». Это один из древнейших крымских путей, освоенных еще римлянами для соединения Южного Берега с остальной его частью — путем римских легионеров, идущих из крепости Харакс на Ай-Тодоре в Херсонес в те времена, когда шторм перекрывал им морской путь. Лестница эта — исключительно природное творение, которое римляне облагородили для проезда коней и повозок, и за которым пристально следили из крепости Иссар на соседнем с Шайтан-Мердвенью утесе.
Протяженность подъема — около 250 метров. Верхняя «ступень» находится на высоте 578 м над уровнем моря. Тем не менее, подъем наверх занимает не более 20-ти минут даже у неподготовленного путешественника. Перед скалой Хергиани вдоль по шоссе есть небольшой мостик. Вблизи ухоженной могилы крымских партизан с мемориальной доской здесь находится вход на тропу «Чертова лестница», обозначенный табличкой и декоративной вывеской с деревянной аркой. Даже в особо азартном упоении пейзажами сложно пропустить такой вход. На тропе нужно быть осторожным и периодически переключать внимание с окружающих красот себе под ноги, так как тропа каменистая и часто обрывистая, к тому же среди этих известняковых плит и окаменевших глин иногда попадаются остатки боковых стен и парные колеи, выбитые колесами древних повозок. Направление движения по тропе обозначено краской, поэтому потеряться сложно. В конце тропы откроется первая небольшая смотровая площадка, с которой видно лишь толику причудливой панорамы. Так что не задерживаясь, следуйте на ближайшую вершину слева, где вся Старая ялтинская предстанет перед вами как на ладони. Да что там Старая ялтинская — вам откроется живая, не гугловская карта почти всего Южного берега Крыма. И можно будет часами разглядывать крохотные домики поселков на побережье, считать миниатюрные автомобили на трассе, прослеживать рекомендованные морские пути и причудливые траектории полетов стрижей. Кстати, и чай там лучше пьется, и время как будто замирает.
Дальше — спуск в обратном направлении на старую дорогу. К остановке уже на современном ялтинском шоссе. Тем, кто возвращается на автобусе, рекомендуется спуститься к автобусной остановке засветло — так легче поймать проходящие рейсовые автобусы до Севастопольского автовокзала.
Вот такой простой непыльный маршрут можно спланировать на один выходной день. Незабываемых вам прогулок по следам забытых дорог!