Рыночная экономия: что происходит с секонд-хэндами и стоками в Севастополе

28-01-2015 15:25:24
Автор: Антон Седнин
Импорт европейского стока подорожал, а городской «секонд-хенд» могут перенести на 7-й километр. Корреспондент «Примечаний» выяснил, в чем кроется популярность городских «секондов» и как они отражают экономическую ситуацию в стране.

Ниша доступной молодежной одежды, отвечающей последним модным тенденциям, в Севастополе практически не занята — популярные бренды не  открывают магазины в городе с населением менее миллиона человек, а у тех, кто все-таки зашел в Севастополь, ассортимент представлен явно не в полном объеме.  Отсюда рост популярности одежды вторичного рынка.

Крупнейшая стоковая площадка в городе — вещевой рынок на 5-м километре.  Здесь среди развалов безымянных товаров можно встретить одежду известных европейских брендов среднего класса — как ношеную, так и совершенно новую.

В модной индустрии существует понятие «fast fashion» —  дословно «быстрая мода». Так обозначают одежду средней ценовой категории, создатели которой копируют свежие тренды ведущих мировых дизайнеров и стараются вывести товар на рынок как можно быстрее. За пару месяцев основную массу вещей сметают с прилавков, а те, что остаются, большой популярностью уже не пользуются. Именно они и отправляются в сток.

В секонд-хэндах тоже можно найти достойные экземпляры брендовой одежды, причем иногда класса люкс. Отдельные торговые точки даже специализируются на таких вещах, но их придется как следует поискать. Одни «секонды» собирают и перепродают поношенную одежду в своем регионе, другие закупают крупные партии на вес в Европе. Закупка происходит вслепую, рассказывают продавцы, поэтому всю одежду приходится перебирать и просматривать — многое сразу летит в мусорную корзину. Зато именно в таких местах можно приобрести интересные вещи по минимальной цене.  

Иначе обстоят дела со стоковой одеждой. Прежде чем попасть на прилавок, она проходит долгий путь от складов с остатками коллекции в разных странах Европы через оптовые базы Германии и Польши до российских границ. Каждый «перевалочный пункт» формирует итоговую стоимость вещи, а ведь ее стартовая цена тоже не копеечная.

Впоследствии стоковая одежда находит своего покупателя по цене максимум вполовину меньше изначальной, в то время как вещь из «секонда» стоит не более четверти от былой цены.

В крупных городах материковой России секонд-хэнды и стоки переживают новый бум популярности уже в новой ипостаси. Полумаргинальные подвальчики и развалы с ношеной одеждой становятся модной площадкой для поиска европейских диковинок — уже не просто доступной одежды среднего ценового сегмента, но и дизайнерских вещей рангом повыше. Отдельную нишу занимают стоки премиум-класса.  

Одежда из палаток и мелких безымянных магазинчиков перестала пользоваться массовым спросом уже во второй половине 2000-х, когда благосостояние россиян возросло и на материк зашли многочисленные ритейлеры европейской одежды. Оказалось, что за те же деньги можно одеться не на улице, а в красивом торговом центре,  и вещь гарантированно будет новой. В Севастополе такой возможности пока нет.

Хотя, как признаются продавцы с 5-го километра, импорт европейского стока сейчас подорожал. Первая волна повышения цен случилась после предновогоднего падения рубля, а теперь еще подорожала закупка. Налоговое бремя в России выше украинского, жалуются владельцы торговых точек. Они опасаются, что с новыми ценами стоки потеряют покупателей.

«Осенью у людей явно повысилась платежеспособность, покупать стали больше. Сейчас спрос снова упал. Январь — традиционно «мертвый» сезон, но дальнейший прогноз в любом случае неблагоприятен. Года два — и стоки уйдут с рынка в торговые центры. На плаву останутся только крупные магазины —  те, кто сможет уменьшить количество издержек», —  считает Наталья, продавец одной из стоковых точек на рынке.  

Такие стоки под видом обычных бутиков уже существуют. Они работают по тому же принципу, что и открытые рыночные палатки, но позиционируют себя по-другому и товар продают дороже. По всей видимости, владельцам мелких стоков в будущем придется подстроиться под эту схему, чтобы выжить.

Кроме того, что будет с вещевым рынком в целом, пока неясно. Среди продавцов ходят слухи, что согласно генплану застройки территории, на месте рынка построят крупный жилой комплекс, а торговые палатки переместят на 7-й км. Впрочем, пока с владельцами местного бизнеса перезаключили договор аренды еще на один год. «Что будет дальше, пока неясно. Торгуем, пока есть возможность», —  говорят продавцы.


Показать полную версию новости на сайте