День в истории. Передача линкора «Новороссийск»

03-02-2015 06:25:56
Автор: Антон Седнин
3 февраля 1949 года советскому командованию был передан итальянский линкор «Джулио Чезаре», который вошел в историю Черноморского флота под названием «Новороссийск». Самый мощный боевой корабль Военно-Морского Флота мог бы сыграть ключевую роль в ходе «хо

Начало истории

Корабль был заложен 24 июня 1910 года. Первую мировую войну «Джулио Чезаре» начал в составе 1-й боевой дивизии. В течение всей военной кампании 1915-1917 годов линкор провел на боевых заданиях лишь 31 час, так ни разу и не встретившись с врагом.

В межвоенный период «Джулио Чезаре» прошел три модернизации: в 1922-м, 1925-м и в 1933-1937 годах. В числе прочего с корабля убрали носовое украшение — фигуру орла, державшего в лапах ленту с девизом римского диктатора: «Veni, vidi, vici» («Пришел, увидел, победил»).

«Джулио Чезаре» во Второй мировой войне

Свой боевой путь во Второй мировой войне «Джулио Чезаре» начал в июле 1940 года. Практически каждый выход на задание заканчивался для «Джулио Чезаре» неудачей: британские авианосцы вычисляли расположение судна, наносили по нему удары, но корабль каждый раз уходил от авиации противника.

После заключения перемирия в сентябре 1943 года «Чезаре» необходимо было перейти из Таранто на Мальту, учитывая постоянную угрозу нападения немецких торпедных катеров и налета авиации, этот переход можно назвать единственной героической страницей в истории итальянского дредноута «Джулио Чезаре». 

Планы СССР

После выхода Италии из войны в счет репараций страны-победительницы разделили между собой итальянские боевые корабли. СССР был заинтересован в новых линкорах типа «Литторио», но это не входило в планы союзников, поэтому в результате переговоров Советский Союз получил устаревший «Джулио Чезаре».

К концу войны положение советского флота было плачевным, из тяжелых кораблей остались только два старых линкора — «Октябрьская революция» и «Севастополь». В дальнейшем СССР планировал строительство линейных кораблей, а «Чезаре» мог быть использован для подготовки экипажа.

Начало истории линкора «Новороссийск»

3 февраля 1949 года в албанском порту Влера состоялась передача линкора советской комиссии, которую возглавлял контр-адмирал Г. И. Левченко.

На новую базу в Севастополь линкор прибыл 26 февраля, а 5 марта ему присвоили имя «Новороссийск». Судно находилось в крайне запущенном состоянии, ведь с 1943 года оно не получало должного технического обслуживания.

Основная часть вооружения, главная энергетическая установка и несущие корпусные конструкции оставались в удовлетворительном состоянии, а вот трубопроводы и обслуживающие механизмы требовали срочного капитального ремонта.

После ремонтных работ в июле 1949 года «Новороссийск» принял участие в маневрах эскадры в качестве флагмана. Вооружение и механизмы корабля не соответствовали требованиям времени, поэтому командованию флота была поставлена задача в течение трех месяцев привести линкор в порядок, отработать боевую и повседневную организацию и выйти в море.

В условиях начавшейся «холодной войны» крайне важно было продемонстрировать военную мощь ВМФ СССР. В конце августа линкор «Новороссийск» в составе эскадры подошел к турецким берегам, дождался появления самолета НАТО и вернулся в Севастополь.  

Следующие шесть лет были потрачены на ремонтные работы, модернизацию боевых и технических средств.

В мае 1955 года «Новороссийск» вошел в строй Черноморского флота и начал боевую подготовку. Несмотря на свой уважительный возраст, на 1955 год корабль являлся самым сильным боевым кораблем Советского Союза. В планах руководства СССР было оснастить «Новороссийск» ядерным оружием, так как калибр пушек позволял снабдить снаряды ядерными боеголовками.

Гибель линкора «Новороссийск»

Вечером 28 октября 1955 года линкор вернулся из похода для участия в празднованиях по случаю 100-летия обороны Севастополя.

29 октября в 1 час 31 минуту под корпусом корабля с правого борта в носу раздался взрыв, эквивалентный 1000-1200 кг тротила. Взрыв насквозь пробил корпус линкора. Через 30 секунд раздался второй взрыв по левому борту.

Линкор стремительно уходил под воду, а эвакуация тысячи моряков, находившихся на юте, еще не началась. В 22 часа корпус полностью исчез под водой.

В результате катастрофы погибло 614 человек, многие моряки были заперты в отсеках опрокинувшегося корабля. Водолазы перестали слышать стук запертых в корпусе линкора моряков 1 ноября.

Послесловие

В 1957 года осуществили подъем линкора методом продувания.

В 1965 году в городе Севастополе на Мемориальном кладбище коммунаров открыли памятник матросам, старшинам и офицерам линкора «Новороссийск», погибшим при исполнении боевого долга. 


Показать полную версию новости на сайте