День в истории. Авиаторы прибыли в Севастополь

11-02-2015 07:11:53
Автор:
Военно-морскую школу авиации перевели в Севастополь из Самары 11 февраля 1922 года . В полуразрушенные помещения гидроавиационной станции Черноморского флота «Круглая бухта» перебазировали четыре самолета, личный состав учебного заведения и 18 курсантов.

Рождение морской авиации

Использование воздушной среды в интересах флота началось в конце XIX века. По предложению управляющего Морским министерством адмирала Н.Чихачева 2 июля 1894 года впервые в Российском Императорском флоте с балтийского транспорта «Самоед» поднялся привязной аэростат для поиска затонувшей башенной броненосной лодки «Русалка».

В 1902 году Главный морской штаб, проанализировав опыт, накопленный флотскими воздухоплавателями, принял решение о создании в течение трех лет в Севастополе, Порт-Артуре и Кронштадте морских воздухоплавательных парков для обслуживания эскадр и отрядов. 

30 января 1910 года Комитет по усилению флота решил направить часть своего денежного фонда, собранного с добровольных пожертвований, на развитие военной авиации в России. На этом собрании капитан Л. Мациевич предложил  создать отдел воздушного флота (ОВФ), который занимался бы развитием воздухоплавания. С 6 февраля вновь образованный отдел приступил к решению проблем развития авиационного дела в России.

О создании авиационных школ

К началу Первой мировой войны морская авиация Российской империи организационно входила в состав службы связи флотов. Оперативное руководство на каждом флоте возлагалось на командующего морскими силами, а общее руководство — на Морской генеральный штаб.

18 мая 1915 года помощник морского министра и начальник Морского генерального штаба вице-адмирал Александр Русин написал о необходимости открытия в Петербурге или его окрестностях офицерской школы морской авиации.

Создание школы велось достаточно быстро. 10 июля 1915 года в помещении отдела воздушного флота прошло заседание, где вплотную обсуждались вопросы строительства и оборудования школы на Гутуевском острове.

Старший лейтенант Тучков 16 июля обратился к Великому князю Александру Михайловичу с просьбой передать четыре из имеющихся десяти лодок производства завода Щетинина для Гутуевской школы. Остальные шесть лодок должны были отправиться в Севастополь. Одновременно закупается большой ангар и решается вопрос с его установкой.

28 июля 1915 года в Петрограде, на дамбе Гутуевского острова, в присутствии Великого князя Александра Михайловича состоялся торжественный молебен по случаю открытия Офицерской школы морской авиации.

Приказом по Военно-Морскому Флоту от 11 ноября 1918 года №-769 на Крестовском острове в Петрограде была открыта новая школа морской авиации по обучению летчиков, авиамехаников, получившая название «Школа морской авиации им. Л.Д. Троцкого». В 1919 году школу морской авиации из Петрограда перевели в Самару, где уже находилась Нижегородская школа морской авиации.

Перебазирование школы в Севастополь

В июне 1920 года школу морской авиации им. Л.Д. Троцкого и Нижегородскую школу морской авиации объединили в Военно-морскую школу авиации. Именно она и была переведена в Севастополь в феврале 1922 года.

В полуразрушенные помещения гидроавиационной станции Черноморского флота  «Круглая бухта» перебазировали три самолета М-5, один М-9, личный состав школы и 18 курсантов. В то же время теоретический курс подготовки будущих морских авиаторов оставался в Петрограде. Курсанты школы знакомились с машинами и получали первичные навыки их эксплуатации на имевшихся в городе гидро- и сухопутных аэродромах. Кроме летчиков, в Севастопольской военно-морской школе авиации готовили штурманов авиации, их тогда называли летчиками-наблюдателями, а также авиамехаников.

26 мая 1924 года школа переезжает в Килен-бухту, где ее ждали ангары,  мастерские и другие помещения.


Показать полную версию новости на сайте