День в истории. Рузвельт покинул Севастополь

11-02-2015 22:45:08
Автор:
Президент США Франклин Рузвельт уехал из Севастополя 12 февраля 1945 года после участия в Ялтинской конференции, где обсуждались вопросы послевоенного мира. Наш город впечатлил делегацию масштабами разрушений. Франклин Рузвельт отметил, что для восстанов

О конференции

Лидеры стран антигитлеровской коалиции (СССР, США и Великобритания) встретились в Ялте для обсуждения вопросов  послевоенного мирового порядка.  Конференция проходила с 4 по 11 февраля 1945 года.

В парках, дворцах на Южном берегу Крыма и других местах, где даже ненадолго останавливались делегации, навели блеск, но на всем пути движения кортежей убрать следы войны не успели. Да и не надо было их «маскировать»: разрушенные дома, покореженная боевая техника,  увиденные из окон представительских «ЗИС-101» Президентом США  и премьер-министром Великобритании, наглядно демонстрировали последствия боевых действий.

На Ялтинской конференции разработали и приняли Декларацию об освобожденной Европе, соглашения о разделе Германии, границах Польши и Югославии. В обмен на участие в войне с Японией Сталин добился возвращения СССР Южного Сахалина и Курильских островов. Гарантом послевоенного мира стала Организация Объединенных Наций, идеология которой была сформирована в Крыму.

Посещение Рузвельтом Севастополя

«11 февраля, когда американцы уезжали из Ливадии, советский персонал дворца снабдил их на дорогу большим количеством водки, вина нескольких русских марок, грузинского шампанского, которое похвалил отец, икры, масла, апельсинов и мандаринов», — вспоминает в мемуарах сын Рузвельта Эллиот.

Президент США прибыл из Ливадии в Севастополь в сумерках. «Это было, пожалуй, самым подходящим временем для осмотра мрачных развалин одного из пострадавших от войны городов. Кучи щебня; там и сям торчащие из развалин голые стены, похожие на щиты для объявлений. Отцу рассказали, что после отступления немцев в городе осталось всего шесть не разрушенных зданий», — пишет Эллиот  в своей книге «Его глазами».

Рузвельт был поражен  масштабом разрушений. В некоторых источниках отмечают, что он сказал примерно следующее: «Для восстановления вашего города понадобится 50 лет, и это возможно в том случае, если мы вам поможем; без нашей помощи вам не обойтись». Однако геополитическая важность города повлияла на то, что советское руководство включило Севастополь, наряду с Москвой, Ленинградом, Киевом и Минском, в список десяти подлежащих первоочередному восстановлению городов, разрушенных во время Великой Отечественной войны.  Денег, людей и ресурсов  не жалели. Главная задача была — восстановить город.  

Американская делегация провела ночь на военном вспомогательном судне «Катоктин», а утром вылетела на аэродром «Дезервуар» в Египте, за тысячу миль от Крыма. Там их ожидал тяжелый крейсер «Куинси». На месте они узнали, как мир воспринял результаты переговоров в Ялте.  Франклин Рузвельт просмотрел несколько газетных статей, переданных ему по телеграфу, и затем послал Сталину приветственную радиограмму, которая заканчивалась словами: «Я уверен, что народы мира будут рассматривать достижения этого совещания… как действительную гарантию того, что наши три великие нации могут работать в мире так же хорошо, как и в войне». 


Показать полную версию новости на сайте