О периодах «Красного террора»
Красный террор в Крыму — комплекс карательных мер, проводившихся во время становления и господства Советской власти (в 1917—1921 годах).
Историки выделяют два периода массового террора на территории Крыма.
1. Зима 1917—1918 годов (период послереволюционного хаоса). Это время характерно самосудами, обусловленными наступившим в конце 1917 года фактическим безвластием в Крыму и ростом экстремизма, вызванного активной деятельностью и агитацией радикальных партий.
2. С ноября 1920 по конец 1921 года. Террор был санкционирован центральным большевистским руководством и организовывался властью на местах. В Крыму физически уничтожались все «классовые враги» Советского государства, оставшиеся на полуострове после эвакуации армии Врангеля.
Начало террора
Съезд экипажей кораблей и береговых команд Черноморского флота, проходивший в Севастополе 6 ноября—10 ноября 1917 года, принял решение о направлении на Дон вооруженных отрядов моряков Черноморского флота для помощи местным советам в захвате власти и подавлении сопротивления «контрреволюции». Командование Черноморского флота и офицерство выступило против. Эта позиция была расценена как «контрреволюционная». С 15 ноября 1917 года в Севастополе начались аресты офицеров.
Установление советской власти
В январе 1918 года в здании Морского собрания матросы проводили революционный суд над офицерами, который был, по сути, самосудом. Офицерам выносили необоснованные и суровые «приговоры». Чудом переживший расправу лейтенант А. Ф. Ульянов писал позднее: «Никто не думал, что, живя в Севастополе, мы находимся в клетке с кровожадными зверями…». Всего было убито 128 офицеров — 8 армейских и 120 флотских, и это оказалось только началом исчисления жертв красного террора в Севастополе и в Крыму.
Траур и последствия
Тела 27 матросов, погибших в боях на Дону, были доставлены 14 февраля 1918 года в Севастополь. В городе объявили всеобщий траур и отменили все увеселительные мероприятия. Похороны, прошедшие на следующий день, вылились в демонстрацию ненависти к «контрреволюции».
Непосредственным толчком к новому витку террора послужил декрет Совета народных комиссаров «Социалистическое отечество в опасности!» от 21 февраля 1918 года. Документ возвращал смертную казнь, отмененную II съездом Советов. Причем правом бессудного расстрела наделялись красногвардейцы. Характерные выдержки: «6) В эти батальоны должны быть включены все трудоспособные члены буржуазного класса, мужчины и женщины, под надзором красногвардейцев; сопротивляющихся — расстреливать.… 8) Неприятельские агенты, контрреволюционные агитаторы, германские шпионы расстреливаются на месте преступления». Был получен приказ Верховного главнокомандующего российской армии Н. В. Крыленко о всеобщей мобилизации для отпора начавшемуся наступлению германских войск. В дополнение к общероссийским декрету и приказу, широко растиражированным советской печатью Крыма, Черноморскому Центрофлоту пришла отдельная телеграмма от члена коллегии народного комиссариата по морским делам Ф. Ф. Раскольникова, которая предписывала «искать заговорщиков среди морских офицеров».
На кораблях флота прошли матросские митинги, принимавшие самые крайние резолюции, «вплоть до поголовного истребления буржуазии».