Галерея под открытым небом: стрит-арт в Севастополе

21-02-2015 13:27:42
Автор:
Произведения Алексея Кислова, Наташи Грезиной, команды «Беги за мной» и работы, выполненные по инициативе проекта «Сеть» — сегодня расскажем, где найти и как по достоинству оценить творчество художников на улицах Севастополя.

Севастополец Алексей Кислов — один из самых знаменитых представителей стрит-арта в масштабах стран бывшего СНГ. Его работы можно увидеть в США, Франции, Польше и Украине, но подавляющее их большинство находится в родном городе прославленного художника.  

Вопреки распространенному мнению о стрит-арте как искусстве самопрезентации работы Алексея Кислова найти не так уж просто: в основном они находятся на городских окраинах, на стенах полуразрушенных или недостроенных сооружений. Исключение составляет его совместная работа с французом по прозвищу Seth, ее можно найти на пляже «Солнечный».

В произведениях Алексея Кислова впечатляет в первую очередь воображение автора — работы населены причудливыми фантастическими персонажами, наполовину людьми, наполовину животными, сказочными замками или бытовыми предметами. Его картины порой ломятся от изобилия деталей и нюансов, усложняющих и так непростое для осмысления произведение. Вдобавок ко всему, работы Алексея Кислова нарисованы в высшей степени технично — за его плечами учеба в Крымском художественном училище имени Самокиша.

Причудливость этих картин может поначалу сбить с толку. Однако внимательный зритель отметит, что некоторые темы и образы кочуют из одной работы в другую и несут определенный смысл, который при желании можно разгадать. Например, часто встречается такой персонаж: человек с массивным деревом вместо головы, крона аккуратно подстрижена и своей округлой формой напоминает мозг, в зеленой листве виднеются плоды — по словам художника, это аллегория самосовершенствования. Сам Алексей Кислов не дает своим работам однозначной трактовки, тем более не стремится навязать ее зрителю.

На стенах домов центральной части Севастополя нетрудно найти работы Наташи Грезиной, правда, не всем удается застать их в первозданном виде. Причина кроется в том, что рисунок сначала наносится на бумагу, которая затем приклеивается к стене. Опасность для плакатов представляют не столько погодные условия, сколько жители города, не готовые к резким переменам в будничной и монотонной городской среде.

На постерах часто изображены утопающие в пышных одеждах и цветах девушки — аллегории смерти, жизни и красоты. В каждую работу вложен особый смысл: одни посвящены экологической теме, другие — социальной. Есть произведения, сюжет которых связан с историей города Севастополя, они объединены в цикл под названием «Севастопольские сказки». Работу из этой серии можно найти возле кинотеатра «Победа».  

На создание одного плаката у Наташи в среднем уходит одна неделя, тираж составляет один экземпляр. Конечно, нельзя исключать вероятность того, что на создание постера уйдет больше времени, чем он провисит на стене. Но такая перспектива не пугает художницу — навязывать свои работы невольному зрителю не в ее правилах, и каждый, кому не понравится плакат, может его сорвать, утверждает Наташа. Кроме того, у нее есть цикл произведений под названием «Подарок»: каждая из работ этой серии делалась с тем расчетом, чтобы любой желающий мог забрать ее себе.

Последняя серия Наташиных работ называется «Песни» и иллюстрирует впечатления от прослушанной музыки. На каждом постере изображена девушка и поющий череп, из костяного рта которого выплывает строчка песни, вдохновившая художницу. Картина строится вокруг ассоциаций, свободных трактовок и субъективных переживаний, связанных с той или иной композицией, и помогает глубже понять ее смысл.

На спуске с центрального городского холма к площади Суворова можно увидеть одну из немногих уцелевших работ амбициозного проекта «Беги за мной». Два постера с изображением глаз уже пять лет висят на своем привычном месте и успели за это время породить немало догадок о своих скрытых смыслах. Однако один из участников проекта, Сергей Миронов, утверждает, что они не хотели сопроводить рисунки каким-либо посланием. Ребята занимались стрит-артом на стыке с перфомансом. Огромные постеры с изображением глаз появлялись и в других частях города, например в районе железнодорожного вокзала, но все, что осталось от этих работ, — несколько минут видео. 

 

Стоит отметить, что за прошедший год на стенах города Севастополя появились примеры монументальной живописи, вызывающей одобрение большинства горожан. Темы в них — давно знакомые и близкие многим, послание — недвусмысленно, оно не требует от зрителя дополнительных интеллектуальных или эмоциональных усилий. Эти работы трудно не заметить или проигнорировать: картины размером 14 на 16 метров моментально примагничивают взгляд случайного прохожего.  

Речь, конечно же, идет о проектах организации «Сеть», выступившей инициатором создания двух монументальных картин. Одна из них находится в районе остановки «Матрос Кошка», на ней изображен Владимир Путин в пшеничном поле. Другая работа выполнена в рамках крупномасштабного проекта под названием «Алфавит», приуроченного ко дню рождения Президента РФ. На торце пятиэтажки на улице Хрусталева появились огромная буква «А» и изображение ледокола, врезающегося во льды. В ходе данных работ выяснилось, что с точки зрения денежных затрат, покрыть торец старой пятиэтажки рисунком значительно дешевле, чем его отреставрировать, и организация «Сеть» планирует и дальше благоустраивать Севастополь подобным образом.

 

Из всех видов искусства у стрит-арта самая сомнительная репутация. Список претензий к нему давно и хорошо известен, но больше всего споров вызывает приставка «арт». Критически настроенные зрители обычно сходятся во мнении, что «искусством» следует называть: во-первых, что-то красивое, во-вторых, обладающее смыслом и, в-третьих, существующее в специально отведенных для него местах, в галереях например. Некоторые примеры севастопольского стрит-арта не только уверенно выполняют первые два условия, но и требуют срочного пересмотра третьего. 


Показать полную версию новости на сайте