Кого из водителей троллейбуса ни спросишь, всем работа нравится. Нравится процесс вождения, коллектив депо и сама сфера обслуживания. Почти все попали сюда не случайно: была детская мечта.
Девушкам из депо № 2 часто делают комплименты. Не только за женственность и красоту: пожилые люди чаще благодарят за манеру вождения, дети воспринимают троллейбус как интересный аттракцион, а мужчины… мужчины дарят конфеты и цветы.
О графике
Водители работают в среднем 6 дней в неделю. Смены у всех разные: первая, вторая и «разрывная». График составляют в депо, стараются учитывать пожелания каждого.
Первая смена начинается около 5 утра. До этого времени водителю троллейбуса нужно успеть добраться до депо (для этого есть специальная «развозка» — дежурный троллейбус, который собирает сотрудников первых смен и развозит по домам после окончания последней), проверить и подготовить троллейбус к рейсу, пройти медосмотр, оформить разрешительные документы у диспетчера.
По праздникам бывают дополнительные рейсы.
У каждого водителя есть межрейсовые стоянки и время на обед (от получаса до часа в зависимости от графика).
О техническом обслуживании
Каждый троллейбус по окончанию последней смены проверяет на исправность ночной мастер. Водитель машины этим не занимается. Как и остальным мелким ремонтом троллейбуса — для этого в парке есть слесари. «Настоящие» водители, конечно, по мере сил слесарю помогут, но специально этого от них никто не требует.
Плановый техосмотр троллейбусов проводится часто — 1-2 раза в неделю. Для каждого транспортного средства для этого выделяется конкретное время. Если машина не прошла ТО, ее не выпустят на линию — с этим очень строго.
О парке троллейбусов и стажерах
Людмила Карасева, водитель троллейбуса №7, рассказывает: «Сейчас в парке депо есть несколько троллейбусов из Москвы — их прислали в прошлом году в качестве материальной помощи. Эти машины не новые, бывшие в употреблении, но очень хорошей модели. Хотя они и требуют мелкого ремонта и доработок, такие троллейбусы удобнее, с электроникой (в старых была сплошная механика)».
Чтобы водить такие машины, водители депо прошли 20 часов стажировки. Теперь они стажируют новичков. Стажер учит теорию полгода, а затем ему дается 300 часов на практику. Учится на учебном троллейбусе, затем с пассажирами.
«Молодых у нас не притесняют, учат. Профессия ведь популярная, у многих это детская мечта», — делится Людмила Карасева.
О водителях маршрутных такси
«Конкуренция с водителями маршруток — да, есть. Они мешают, перекрывают подъезд, создают дискомфорт в работе. Иногда доходит дело до конфликтов. Еще никто из нашего депо на них не жаловался — нам некогда. Хотя можно записать номер автобуса, время, место и подать жалобу.
Никаких хитростей по обгону таких маршруток у нас нет — мы привязаны к четкому графику и нам не до разбирательств. Наша цель — довезти пассажира без малейших происшествий», — рассказывает Людмила.
Об усталости
«Устаешь, конечно, от такой работы, мышцы ноют, — признаются девушки из депо. — Если не предпринимать меры, могут быть проблемы: отложение солей, боли в спине и так далее. Но помогает разминка во время тех нескольких минут, которые есть на межрейсовых стоянках (от 2 до 8). Кто-то прибегает к услугам массажиста».
О пассажирах
Александра Шубина, кондуктор депо № 2, рассказывает: «Своих пассажиров мы любим. Мы даже продолжили традицию украшать троллейбусы на Новый год, хотя централизованного распоряжения на этот счет не было. Мы просто хотим, чтобы и у взрослых, и у маленьких пассажиров было приятное настроение».
«На своих маршрутах кондукторы знают в лицо всех постоянных пассажиров. Я со своими стараюсь всегда здороваться и поинтересоваться, как у них дела», — говорит Александра. Девушка признается, что эта работа помогла ей стать более общительной. Эта работа — не просто то, что нравится, для нее это второй дом.
О женщинах в профессии
«В нашем депо больше женщин. Почему? Просто женщины более выносливые, аккуратные и терпеливые. Это важно в нашем деле, — признается Людмила Карасева. — А еще здесь нет случайных людей».
Того же мнения придерживается и Ольга Якушева, диспетчер депо: «На должности диспетчера я работаю 3 года. А раньше работала водителем. Была у меня с детства мечта водить троллейбус. Думаю, что только такие люди здесь и остаются. Мне очень нравилось, было даже свое любимое время: рано-рано утром, когда город еще пустой, выезжаешь на маршрут и видишь, как он постепенно просыпается… Это очень красиво».