Куда утекают деньги севастопольских врачей?

23-03-2015 18:14:59
Автор: Антон Седнин
С 1 января полуостров вступил во всероссийскую систему ОМС. Система предписывает новую схему работы государственных медучреждений и более строгие требования к медицинскому персоналу. Врачи жалуются, что штат больниц и поликлиник по-прежнему раздут, а зар

«Для того чтобы система работала, ее нужно достойно финансировать. Севастополь вошел в систему ОМС в идеальной ситуации: у нас сразу же при вступлении в систему ОМС финансирование стопроцентное — такого не было ни на одной территории Российской Федерации в период становления системы обязательного медицинского страхования», — говорит Татьяна Гроздова. В этом году в систему ОМС поступило около 3 млрд  рублей из федерального бюджета — по 8200 рублей на каждого севастопольца.  Главный вопрос в том, как распределить эти деньги.

Новая система предполагает гибкую схему выплат: чтобы получить финансирование, необходимо сначала оказать помощь, а затем передать счета  в ТФОМС. Когда фонд проведет технический контроль, счет выставят страховым организациям, объясняет Гроздова. Иными словами, лечебное учреждение получит ровно столько средств, сколько заработает. «Отличие старой системы от новой в том, что раньше сотрудник мог не работать, но деньги все равно получал. Теперь врач, который не работает, получит деньги только за ту работу, которую выполнил. То есть много денег не получит», — объясняет директор ТФОМС.

Претензии врачебного персонала зачастую возникают именно из-за непонимания этого принципа, считает Гроздова. По ее словам, на сегодняшний день к зарплатам врачей добавляется дотация из городского бюджета, поскольку больницы еще не адаптировались к новой системе и выполняют 50-80% планового объема медицинской помощи. Пока что система еще не отработана, и севастопольские врачи получают среднюю заработную плату — порядка 36 тысяч рублей. Но в будущем, когда севастопольские медицинские организации смогут предоставлять высокотехнологичную медицинскую помощь предполагается, что врачи высокой квалификации смогут получать дополнительные стимулирующие выплаты за работу, и это будут более высокие заработные платы, подчеркивает директор ТФОМС.

Проблема штатного расписания тоже существует — к примеру, в одной из городских больниц на сегодняшний день содержится штат из 21 бухгалтера и 8 экономистов. В некоторых учреждениях числятся штатные сотрудники, работа которых и вовсе не предусмотрена: швеи, курьеры и т.д. Отчасти это наследие старой системы здравоохранения, когда больница могла получить большее финансирование, увеличивая штатное расписание. Времена изменились, а «лишние кадры» по-прежнему на местах.

Управление здравоохранение и ФОМС намерены решать эти вопросы и сокращением «сверхнормативных» штатных единиц, и перераспределением нужных специалистов в другие лечебные учреждения. «Пока решаем вопрос рекомендательно. Как только пройдет полная проверка, финансовые средства, выплаченные сотрудникам, не участвующим в системе обязательного медицинского страхования, будут считаться нецелевым расходованием средств, и их должны будут вернуть в систему, иначе – штрафные санкции. Одна из основных функций фонда — система контроля. Но мы не можем контролировать, не обучив людей. Поэтому выйти из ситуации пока сложно», — комментирует проблему Татьяна Гроздова. Согласно рекомендациям Минздрава РФ, количество прочего персонала в медицинском учреждении не должно превышать 15% от численности основного персонала. Пока эти рекомендации не соблюдаются.

И все же, в ТФОМС считают, что «лишние» сотрудники не перетягивают на себя значительной части средств и сейчас — их заработная плата регламентирована, и она значительно ниже заработной платы врачей, ведь именно они обеспечивают финансирование больницы в системе ОМС. Зато врач зачастую не знает условий своего трудового договора — именно это становится причиной необоснованных жалоб на недостаточно высокую заработную плату.

«Очень часто врач, работая на полставки, хотел бы зарабатывать более 30 тысяч рублей. Если врачу действительно не полностью выплатили заработную плату, необходимо обратиться к руководству больницы, в профсоюзный комитет или, в крайнем случае, в трудовую инспекцию, где по заявлению гражданина будет проведена проверка — наше законодательство стоит на стороне работника. Но прежде стоит посмотреть трудовой договор, где прописаны все коэффициенты, условия труда, надбавки — и сравнить, соответствуют ли они порядку оплаты труда, установленной в данном медицинском учреждении. По статистике, обращений в трудовую инспекцию очень мало — на этапе разбора сотрудник сам увидит проблемы, которые существуют не только со стороны работодателя, но и с его стороны», — поясняет Татьяна Гроздова.

Более того, по данным ТФОМС, на сегодняшний день финансирование лечебных учреждений не только соответствует федеральному уровню, но и превышает его, благодаря отчислениям из городского бюджета. «Если мы увидим, что где-то заработная плата ниже норм, заданных дорожной картой, мы отреагируем», — заверяет начальник фонда и добавляет: «Виновных нет, нужно просто выстраивать систему. Если что-то не получается, 98% проблемы в системе организации, и только 2% — в исполнителях».


Показать полную версию новости на сайте